Главная / Медиа / Новости

Новости

30.08.2017

В процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления себестоимости готовых блюд и повышения качества питания

В процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления себестоимости готовых блюд и повышения качества питания
Коллегией Комитета госконтроля, прошедшей под председательством главы контрольного ведомства Леонида Анфимова, рассмотрены результаты проверки вопросов организации питания учащихся в учреждениях среднего образования. 

Наряду с выявленными нарушениями и недостатками, государственными контролерами отмечено, что в процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления питания, а также повышения его качества. Проверки показали, что в итоговую стоимость питания закладываются наценки и надбавки как организаций, осуществляющих питание учащихся, так и многочисленных посредников, у которых закупаются продукты питания. В результате цена готовых блюд формируется не от стоимости производителей продуктов питания, а от цены поставщиков. При этом организации, осуществляющие питание учащихся, освобождены от уплаты коммунальных услуг, платы за аренду помещений, что с учетом существенных наценок к своим услугам, позволяет руководству этих предприятий получать заработную плату до 3 тыс. рублей в месяц. 

Одной из причин сложившейся ситуации стало то, что в системе образования нет единого подхода к организации питания учащихся. Так, в 60% учреждений школьников обеспечивали питанием отделы (управления) образования, спорта и туризма рай-, горисполкомов, в 25% – комбинаты школьного питания, в 15% – организации потребкооперации, иные юрлица. 

Вследствие этого нет и единых подходов в ценообразовании. Например, в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях уровень торговых надбавок на сырье не был ограничен и наценки школьного общепита применялись к свободно сформированным розничным ценам, что позволяло организаторам питания применять на продукцию свободное ценообразование. 

Только в ходе проверки на местах были приняты специальные решения, ограничивающие торговые надбавки. 

При этом в г.Минске даже в условиях ограничения торговых надбавок и наценок завышались розничные цены на готовые изделия. Нарушение допущено комбинатами школьного питания (КШП) Фрунзенского, Заводского и Партизанского районов. Торговая надбавка здесь применялась не к отпускной цене организации-производителя или импортера, а к цене посредника, применившего свою оптовую надбавку. Как следствие, примененные торговые надбавки на сырье превышали максимально допустимый уровень (15%), а в отдельных случаях доходили почти до 200%. 

 По оценкам Комитета госконтроля, такие нарушения имелись на всех комбинатах школьного питания г.Минска. 

Много вопросов имеется к проведению закупок. 

В законодательстве для государственных (с долей государства) юридических лиц, занятых питанием школьников, отсутствует обязанность проведения процедур закупок сырья и продуктов при их осуществлении за счет собственных средств. Вместе с тем питание учащихся, в котором позже используется закупленное сырье, на 40-50% оплачивается за счет бюджета (эти деньги, как правило, перечисляются управлениями и отделами образования, спорта и туризма районных администраций). В то же время для управлений и отделов образования такие процедуры госзакупок обязательны. 

При проверках отделов образования установлены грубейшие нарушения при осуществлении госзакупок, которые привели к приобретению сырья у посредников по завышенным ценам, а также факты закупки продуктов питания без проведения процедур закупок. Так, без проведения процедуры закупки в апреле-мае 2016 г. отделом образования Могилевского райисполкома приобретались у Могилевского райпо огурцы и томаты, цены на которые были до 2-х раз выше уровня цен производителей. 

Выявлены факты необоснованного перерасхода средств бюджета. Например, победитель электронного аукциона в 2016 году на поставку пшеничной муки отделу образования Могилевского райисполкома – ООО «Белвнешрыбторг» с ценой поставки 0,61 руб. за 1 кг фактически поставляло муку по цене, вдвое превышающей аукционную, что повлекло необоснованные расходы бюджета. Этим же отделом у Могилевского райпо приобретены сыры, цены на которые были дороже до 53%, чем на поставляемые отделу сыры ОАО «Бабушкина крынка». 

Еще одна проблема – прием наличных денег за питание за счет средств родителей. Как правило, деньги передавались школьниками учителям (несвойственная для них функция), а учителя передавали деньги работникам столовых без получения чека. Причем, в большинстве школьных столовых и буфетов деньги за питание принимались без кассового оборудования и платежных терминалов. 

Например, в один из дней проверки в столовой гимназии г.Минска была оприходована выручка в сумме 2439 руб. – на 71% больше, чем составляла принятая без присмотра проверяющих выручка предыдущего дня. Из всей полученной выручки 763 руб. (31,3%) составила оплата учителями за питание, полученное учащимися в предыдущие дни. Ситуация повторилась и на следующий день, когда в присутствии контролеров получили выручку в большем размере, чем до проверки. 

В ходе проверок выявлены факты несоответствия приготовленных блюд технологической документации, недовложения продуктов при приготовлении пищи школьникам. Имеются случаи, когда доброкачественные продукты питания были припрятаны. Так, в столовой одной из школ г.Минска на момент проверки в моечном помещении было обнаружено 2,5 кг свиной лопаточной части и 3 кг свиного фарша. И такие примеры, увы, не единичны. 

Имели место также факты использования просроченных продуктов при питании школьников. В буфете столовой минской школы на момент проверки в реализации находилась 11 наименований кулинарной продукции (салаты, бутерброды, желе) с истекшим сроком годности, в столовой столичной гимназии было выявлено 27 порций каши рисовой в замороженном виде с истекшим сроком годности. На пищеблоке средней школы в г.Борисове хранились продукты (мясо, птица, дрожжи) с истекшими сроками годности от 8 дней до 3 месяцев. 

Всего Комитетом госконтроля проверено 18 юридических лиц и отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай-, горисполкомов, организующих питание школьников. В 14 из них установлены нарушения санитарных правил и норм, а также выпуск либо поставка (реализация) некачественной продукции, в 11 – нарушения правил торговли и осуществления общественного питания. 

За допущенные нарушения более 160 должностных лица привлечено к административной ответственности, к юридическим лицам применены административные штрафы, взысканы в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению. 

Результаты проверок позволяют сделать вывод о том, что местными органами управления, Министерством образования не приняты действенные меры по созданию надлежащей организации питания обучающихся. Органами и учреждениями государственного санитарного надзора не выполняется должным образом возложенная на них функция по контролю за организацией питания учащихся, работой столовых учреждений образования и качеством приготовления пищи. 

Комитетом госконтроля выработаны предложения по улучшению ситуации в организации школьного питания. Данные предложения отражены в постановлении коллегии. 


Справочная информация 

В настоящее время питанием в учреждениях среднего образования обеспечен почти 1 миллион учащихся. Около полумиллиону школьников (ученики I-IV классов, учащиеся сельских школ, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и другие) питание предоставляется за счет бюджета. Только в 2016 году и первом полугодии т.г. на эти цели выделено около 200 млн. руб. Остальные школьники питаются за счет родительской платы.  

Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь