Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

В процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления себестоимости готовых блюд и повышения качества питания

30.08.2017
В процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления себестоимости готовых блюд и повышения качества питания
Коллегией Комитета госконтроля, прошедшей под председательством главы контрольного ведомства Леонида Анфимова, рассмотрены результаты проверки вопросов организации питания учащихся в учреждениях среднего образования. 
Наряду с выявленными нарушениями и недостатками, государственными контролерами отмечено, что в процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления питания, а также повышения его качества. Проверки показали, что в итоговую стоимость питания закладываются наценки и надбавки как организаций, осуществляющих питание учащихся, так и многочисленных посредников, у которых закупаются продукты питания. В результате цена готовых блюд формируется не от стоимости производителей продуктов питания, а от цены поставщиков. При этом организации, осуществляющие питание учащихся, освобождены от уплаты коммунальных услуг, платы за аренду помещений, что с учетом существенных наценок к своим услугам, позволяет руководству этих предприятий получать заработную плату до 3 тыс. рублей в месяц. 
Одной из причин сложившейся ситуации стало то, что в системе образования нет единого подхода к организации питания учащихся. Так, в 60% учреждений школьников обеспечивали питанием отделы (управления) образования, спорта и туризма рай-, горисполкомов, в 25% – комбинаты школьного питания, в 15% – организации потребкооперации, иные юрлица. 
Вследствие этого нет и единых подходов в ценообразовании. Например, в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях уровень торговых надбавок на сырье не был ограничен и наценки школьного общепита применялись к свободно сформированным розничным ценам, что позволяло организаторам питания применять на продукцию свободное ценообразование. 
Только в ходе проверки на местах были приняты специальные решения, ограничивающие торговые надбавки. 
При этом в г.Минске даже в условиях ограничения торговых надбавок и наценок завышались розничные цены на готовые изделия. Нарушение допущено комбинатами школьного питания (КШП) Фрунзенского, Заводского и Партизанского районов. Торговая надбавка здесь применялась не к отпускной цене организации-производителя или импортера, а к цене посредника, применившего свою оптовую надбавку. Как следствие, примененные торговые надбавки на сырье превышали максимально допустимый уровень (15%), а в отдельных случаях доходили почти до 200%. 
 По оценкам Комитета госконтроля, такие нарушения имелись на всех комбинатах школьного питания г.Минска. 
Много вопросов имеется к проведению закупок. 
В законодательстве для государственных (с долей государства) юридических лиц, занятых питанием школьников, отсутствует обязанность проведения процедур закупок сырья и продуктов при их осуществлении за счет собственных средств. Вместе с тем питание учащихся, в котором позже используется закупленное сырье, на 40-50% оплачивается за счет бюджета (эти деньги, как правило, перечисляются управлениями и отделами образования, спорта и туризма районных администраций). В то же время для управлений и отделов образования такие процедуры госзакупок обязательны. 
При проверках отделов образования установлены грубейшие нарушения при осуществлении госзакупок, которые привели к приобретению сырья у посредников по завышенным ценам, а также факты закупки продуктов питания без проведения процедур закупок. Так, без проведения процедуры закупки в апреле-мае 2016 г. отделом образования Могилевского райисполкома приобретались у Могилевского райпо огурцы и томаты, цены на которые были до 2-х раз выше уровня цен производителей. 
Выявлены факты необоснованного перерасхода средств бюджета. Например, победитель электронного аукциона в 2016 году на поставку пшеничной муки отделу образования Могилевского райисполкома – ООО «Белвнешрыбторг» с ценой поставки 0,61 руб. за 1 кг фактически поставляло муку по цене, вдвое превышающей аукционную, что повлекло необоснованные расходы бюджета. Этим же отделом у Могилевского райпо приобретены сыры, цены на которые были дороже до 53%, чем на поставляемые отделу сыры ОАО «Бабушкина крынка». 
Еще одна проблема – прием наличных денег за питание за счет средств родителей. Как правило, деньги передавались школьниками учителям (несвойственная для них функция), а учителя передавали деньги работникам столовых без получения чека. Причем, в большинстве школьных столовых и буфетов деньги за питание принимались без кассового оборудования и платежных терминалов. 
Например, в один из дней проверки в столовой гимназии г.Минска была оприходована выручка в сумме 2439 руб. – на 71% больше, чем составляла принятая без присмотра проверяющих выручка предыдущего дня. Из всей полученной выручки 763 руб. (31,3%) составила оплата учителями за питание, полученное учащимися в предыдущие дни. Ситуация повторилась и на следующий день, когда в присутствии контролеров получили выручку в большем размере, чем до проверки. 
В ходе проверок выявлены факты несоответствия приготовленных блюд технологической документации, недовложения продуктов при приготовлении пищи школьникам. Имеются случаи, когда доброкачественные продукты питания были припрятаны. Так, в столовой одной из школ г.Минска на момент проверки в моечном помещении было обнаружено 2,5 кг свиной лопаточной части и 3 кг свиного фарша. И такие примеры, увы, не единичны. 
Имели место также факты использования просроченных продуктов при питании школьников. В буфете столовой минской школы на момент проверки в реализации находилась 11 наименований кулинарной продукции (салаты, бутерброды, желе) с истекшим сроком годности, в столовой столичной гимназии было выявлено 27 порций каши рисовой в замороженном виде с истекшим сроком годности. На пищеблоке средней школы в г.Борисове хранились продукты (мясо, птица, дрожжи) с истекшими сроками годности от 8 дней до 3 месяцев. 
Всего Комитетом госконтроля проверено 18 юридических лиц и отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай-, горисполкомов, организующих питание школьников. В 14 из них установлены нарушения санитарных правил и норм, а также выпуск либо поставка (реализация) некачественной продукции, в 11 – нарушения правил торговли и осуществления общественного питания. 
За допущенные нарушения более 160 должностных лица привлечено к административной ответственности, к юридическим лицам применены административные штрафы, взысканы в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению. 
Результаты проверок позволяют сделать вывод о том, что местными органами управления, Министерством образования не приняты действенные меры по созданию надлежащей организации питания обучающихся. Органами и учреждениями государственного санитарного надзора не выполняется должным образом возложенная на них функция по контролю за организацией питания учащихся, работой столовых учреждений образования и качеством приготовления пищи. 
Комитетом госконтроля выработаны предложения по улучшению ситуации в организации школьного питания. Данные предложения отражены в постановлении коллегии. 

Справочная информация 
В настоящее время питанием в учреждениях среднего образования обеспечен почти 1 миллион учащихся. Около полумиллиону школьников (ученики I-IV классов, учащиеся сельских школ, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и другие) питание предоставляется за счет бюджета. Только в 2016 году и первом полугодии т.г. на эти цели выделено около 200 млн. руб. Остальные школьники питаются за счет родительской платы.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.