Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Вопрос-ответ

04.06.2015

Несут ли субъекты хозяйствования административную ответственность за противоправное деяние, если к моменту привлечения их к ответственности деяние перестало быть противоправным?

Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет большое практическое значение. От его правильного решения довольно часто зависит, какой акт законодательства - новый или старый - будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания, какие обязанности и права будут иметь стороны в правоотношениях и многое другое. Для определения сроков календарного действия нормы необходимо учитывать три даты:
вступления акта (нормы) в силу;
отмены, прекращения действия акта (нормы);
начала и прекращения действия нормы о приостановлении действия акта (нормы).
Старая норма может утратить силу в том случае, если:
был установлен срок ее действия и он истек;
она отменена новым актом с определенной даты;
она признана судом недействующей;
она фактически утратила силу в связи со вступлением в силу новой нормы равной юридической силы;
она фактически утратила силу в связи со вступлением в силу нормы более высокой юридической силы.
Новая норма может устанавливать ответственность, отягчать, смягчать или отменять ее.
Если нормой закона усилена или впервые установлена ответственность за определенные правонарушения, то она должна распространяться на те деяния, которые совершены или которые продолжались (длящиеся, продолжаемые правонарушения) после ее вступления в силу. Представляется, что и в этом случае виновный должен нести ответственность только за ту часть продолжаемого деяния, которая имела место после вступления устанавливающей ответственность нормы закона в силу. Законом, устанавливающим или усиливающим ответственность, должен признаваться закон, содержащий норму, которая:
предусматривает ответственность за деяния, ранее не влекшие административной ответственности;
увеличивает размер санкции за деяния путем установления более сурового взыскания, увеличения его размера (например, штрафа), введения дополнительных наказаний;
расширяет признаки состава правонарушения;
отменяет запрет на применение определенных взысканий к определенным субъектам;
отменяет привилегированный состав, влекущий более мягкую санкцию;
устанавливает новый состав, содержащий квалифицирующие признаки, отягчающие ответственность (например, повторные, повлекшие больший вред деяния).
Намного сложнее обстоит дело с материальными нормами (устраняющими или устанавливающими противоправность деяния), многие из которых регулируют длящиеся отношения, нередко связанные с такими фактами, имевшими место в прошлом и породившими права и обязанности длящегося характера, как регистрация брака, смерть наследодателя, приобретение права собственности, аренда земельного участка, жилого помещения и т.д. При наличии длящихся правоотношений вступление в силу новой нормы, регламентирующей подобные факты, общественные отношения, обязательно предполагает решение вопроса о судьбе правоотношений, которые возникли на основе старой нормы. Новая норма может не распространяться на старые правоотношения (перспективное действие нормы), прекращать (немедленное действие) либо изменять их (обратное действие). Общее правило, разрешающее данную ситуацию, закреплено в ст.1.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
В то же время проблемным является и вопрос применения норм, смягчающих ответственность. Таковыми признаются нормы, уменьшающие санкцию действующей правовой нормы, в частности путем исключения из альтернативной санкции более строгого взыскания (например, ареста, лишения прав), снижения размера всех или одного из называемых санкцией взысканий, исключения дополнительного взыскания, отмены состава с квалифицирующими, отягчающими ответственность признаками. Норма, которая смягчает ответственность, как и норма, ее отменяющая, распространяется на все неоконченные производства по данной категории дел, препятствует возбуждению новых дел об административных правонарушениях, совершенных до ее вступления в силу, если подобные деяния перестали рассматриваться как правонарушения, влияет на вид и размер взыскания, если постановление по делу о деянии, совершенном до вступления нормы в силу, выносится после ее вступления в силу.

Все новости