Настройки
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная / Пресс-центр / Публикации о КГК

Не всё стриги, что растет


Наверняка вам доводилось слышать от приезжих: «Какие чистые у вас улицы и опрятные дворы!» И это не просто комплимент. На благоустройство, ремонт дорог и освещение улиц в минувшем году из бюджета ушло 4,2 триллиона рублей. Почти вдвое больше, чем планировалось. И так каждый год. Владимир Подребинкин, начальник главного финансового управления Могилевского облисполкома, емко и точно ответил почему: «Это желание иметь чистую, культурную и убранную страну». Единственная статья затрат, на которую местные власти тратят деньги не скупясь, даже несмотря на то, что Минфин жестко ограничивает аппетиты. Например, Витебский облисполком планировал в 2013 году навести марафет территории за 548 миллиардов рублей, в бюджете ему отвели всего 293 миллиарда, а по факту получилось 530 миллиардов. Считать ли это незаконным получением бюджетных средств, за которое есть серьезное наказание: штрафы и конфискация денег? Дискуссия по этому вопросу развернулась вчера на заседании рабочей группы по проблемам ЖКХ при Комитете госконтроля.
В итоге сошлись на том: если реальной ответственности председателей райисполкомов за рвение к наведению порядка за счет сверхлимитных средств бюджета сегодня и нет, то ее стоит срочно ввести. Потому что жить надо по средствам. Тем более после того, как Председатель Комитета госконтроля, докладывая Президенту о предварительных итогах работы группы, предложил сделать бюджетные статьи затрат на ЖКХ защищенными, то есть финансируемыми в первую очередь. Глава государства, по словам Александра Якобсона, инициативу поддержал, как и многие другие, обсуждение которых идет уже больше месяца.
Что же касается благоустройства, то тут есть еще любопытные нюансы. Дороги и улицы по ведомственной принадлежности в стране поделили так, что, как пожаловался заместитель министра ЖКХ Анатолий Шагун, зимой грейдер ДРСУ чистит снег до деревни, а следом идет трактор ЖКХ с той же целью, но уже по улицам населенного пункта. «Дороги должны быть в одних хозяйских руках», — уверен Анатолий Шагун. Аналогична ситуация с освещением. Столбы и фонари принадлежат энергетикам, а лампочки — в ведении местных Советов.
— Это же сюжет для «Фитиля», — возмутился Александр Якобсон. — Полный абсурд!
Очень огорчает Председателя Комитета госконтроля и состояние наших дорог. «Два года — и дороги нет!» — так образно Александр Якобсон обозначил проблему и поручил изучить опыт ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома». Как доложил собравшимся генеральный директор предприятия Денис Глинский, при восстановлении дорожного покрытия используются битумные смеси с добавками, повышающими деформационную устойчивость. Автомобилисты уже три года тестируют ноу–хау, проезжая по улице Свердлова. Кроме того, совместно с учеными БелдорНИИ дорожники Минска к концу года будут иметь уникальную систему тестирования качества уличного покрытия, которая позволит рационально расходовать средства на текущий и капитальный ремонт асфальта.
Вообще, с качеством дорог у нас большая проблема. В минувшем году отремонтировано 5,1 миллиона квадратных метров дорожного покрытия, или 4,4 процента. Колоссальный недоремонт, который с каждым годом усугубляется. Многие возмущались, когда законом о бюджете на 2014 год ввели госпошлину за допуск к дорожному движению. В среднем это 650 тысяч рублей с автомобиля. А в итоге страна получит дополнительно 800 миллиардов рублей на ремонты не только республиканских магистралей, но и улиц, в которые они плавно перетекают. Насколько эта статья дохода актуальна, говорит всего одна цифра: Минская кольцевая в минувшем году «скушала» треть всех денег, предназначенных на ремонт городских улиц.
Неожиданной оказалась реакция участников рабочей группы на доклад Игоря Кушнеревича, генерального директора УП «Минскзеленстрой». Предприятию удалось сэкономить сотни миллионов рублей на утвержденных и разработанных профильным институтом нормативах расхода топлива. Из чего последовал вывод: не завышены ли нормативы? Председатель КГК дал поручение разработать методику планирования работ, связанных с благоустройством территорий, и уточнить нормативы. По его мнению, там могут быть серьезные резервы по снижению затрат. Члены группы пришли также к выводу, что и перечень работ по наведению порядка, финансируемых из бюджета, также следует актуализировать и выделить первоочередные. И до 15 апреля Минжилкомхоз с «Белэнерго» должны договориться о поэтапной передаче сети уличного освещения как непрофильного актива. К слову, о непрофильных активах. Их в ЖКХ — на 50 страниц. Некоторые, как, например, корпуса разорившегося Минского фарфорового завода в системе ЖКХ, подчеркнул Александр Якобсон, просто прячут, чтобы не выполнять указ Президента о вовлечении в оборот неиспользуемых активов. А так быть не должно.
Читать все новости