Настройки
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная / Комитеты госконтроля областей / КГК Гродненской области / Новости региона

Комитет госконтроля Гродненской области выявил нарушения и недостатки в деятельности по агрохимическому и материально-техническому обеспечению сельхозорганизаций. Предложено разработать комплекс мер по повышению эффективности работы райагросервисов.

Коллегия Комитета государственного контроля Гродненской области рассмотрела результаты контрольно-аналитических мероприятий по вопросу эффективности принятия ОАО «Управляющая компания холдинга «ГродноОблсельхозтехника», районными исполнительными комитетами мер по повышению эффективности деятельности организаций по агрохимическому и материально-техническому обеспечению сельхозорганизаций.
Особый акцент сделан на выполнении поручений, данных Главой государства 15 августа 2016 года в ходе посещения Малоритского района. Президент поставил задачу возродить райагросервисы в каждом районе республики, обеспечить снабжение сельхозорганизаций запчастями, топливом и выполнение сложных ремонтов, а также организовать оказание услуг населению.
На заседании коллегии отмечено, что поручения Главы государства выполнены не в полном объеме.
В Гродненской области услуги по агрохимическому и материально-техническому обеспечению агропромышленных организаций оказывают 24 организации (10 – входят в состав холдинга, 14 – находятся в ведении райисполкомов). 
Холдингом ОАО «УКХ «ГродноОблсельхозтехника» не выполнены доведенные на январь-сентябрь 2019 года ключевые показатели эффективности работы по экспорту товаров и снижению уровня затрат на производство и реализацию продукции. 
Снижена эффективность работы и организаций, подчиненных райисполкомам. За январь-октябрь текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем прибыли уменьшился в 7 из 14 организаций, причем 2 – сработали с убытками в сумме 249 тыс. рублей.
Удельный вес услуг по материально-техническому обеспечению сельхозорганизаций незначителен (как правило, 5-15% в общем объеме выручки). Основной объем дохода поступает от погрузочно-разгрузочных работ и хранения минеральных удобрений (30-35%).
Отмечается снижение объема реализации запчастей, шин и других товаров. При этом сельскохозяйственные организации региона приобретают запасные части к отечественной сельхозтехнике (от 14% до 60% объема закупок) у посредников, не являющихся официальными представителями заводов-изготовителей.
Сокращается перечень оказываемых услуг, производимых товаров, а также численность работающих. 
Услуги населению и фермерским хозяйствам либо занимают незначительную долю в общем объеме оказываемых сельхозтехниками услуг, либо они вообще не оказываются. В частности, КПУП «Новогрудская сельхозтехника» в 2017 году от оказания услуг населению получило выручку лишь 60,54 рубля, в 2018 году – 199,92 рубля, за январь-ноябрь 2019 года – 168,24 рубля.
Проведенными контрольно-аналитическими мероприятиями выявлены упущения в деятельности организаций агросервиса.
Крайне низка эффективность взаимодействия организаций с научными учреждениями. По договорам, заключенным с РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации», производится только опытный образец, а серийное производство не осваивается. Такие факты установлены в ОАО «Вороновская сельхозтехника», ОАО «Щучинский ремонтный завод».
Выявлены нарушения бюджетного законодательства, влекущие неэффективное и незаконное расходование бюджетных средств.
Так, вследствие необоснованного предъявления к оплате в 2017 году оптовой надбавки на доломитовую муку, используемую при известковании, сумма необоснованно полученных бюджетных средств составила более 80 тыс. рублей.
ДП «Щучинский ремонтный завод» подписан акт сдачи-приемки научно-технической продукции в декабре 2016 года, хотя фактически выполнение работ было начато только в январе 2017 года. Это привело к незаконному получению Щучинским ремонтным заводом бюджетных средств в сумме 18 тыс. рублей и способствовало незаконному получению РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» 94 тыс. рублей из республиканского бюджета.
Факты завышения расстояний по доставке известковых материалов до места внесения установлены в ОАО «Дятловская сельхозтехника», КПУП «Новогрудская сельхозтехника» (ими незаконно получено из бюджета 90,4 тыс. рублей).
В нарушение требований законодательства проводилось известкование на элементарных участках, частично заросших древесно-кустарниковой растительностью, принадлежащих другим землепользователям и не переведенных в категорию земель сельхозназначения, расположенных в водоохранной зоне. В результате за 2016-2018 годы излишне предъявлено к оплате более 120 тыс. рублей.
При выполнении ОАО «Вороновская сельхозтехника» комплекса услуг по известкованию не соблюдались нормы внесения, работы выполнялись дефекатом в морозный период, что снижает эффективность использования бюджетных средств. 
Возникают вопросы и к использованию государственного имущества (речь идет о наличии неиспользуемого имущества, зданий и сооружений; невыставлении пени за несвоевременное внесение платы за арендуемое имущество; необеспечении своевременного перечисления в доход бюджета средств, полученных от сдачи в аренду помещений).
Установлены нарушения законодательства при формировании уставного фонда ОАО «Щучинский ремонтный завод», что повлекло его занижение. 
Гродненскому областному исполнительному комитету было предложено рассмотреть вопрос деятельности организаций по материально-техническому обеспечению сельхозорганизаций, разработать комплекс мер, направленный на повышение эффективности их функционирования. 
Районным исполнительным комитетам, ОАО «Управляющая компания холдинга «ГродноОблсельхозтехника», организациям, оказывающим услуги по материально-техническому обеспечению организаций агропромышленного комплекса, необходимо обеспечить выполнение поручения Главы государства о предоставлении райагросервисами широкого спектра услуг организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам и населению, устранить выявленные нарушения и недостатки. 
Читать все новости