Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

19.10.2019 Посредник должен быть заточен на результат, а не на откат
Как преодолеть необоснованное посредничество?

Организация оказывала сельхозпредприятиям услуги по ремонту тракторов. Часть запчастей руководитель приобретал по завышенной стоимости у фирмы, директором которой была его супруга. Однако по договору с Минским тракторным заводом предусматривалась возможность закупки запчастей напрямую у производителя. Появление посреднического звена привело к удорожанию деталей в среднем на 30 процентов, а на отдельные позиции торговая надбавка была в три раза выше первоначальной стоимости... Это лишь один из множества фактов необоснованного посредничества в АПК.

Между тем оно проникло во все сферы жизнедеятельности, ведет к росту себестоимости продукции, снижению доходов предприятий. Страдают государственный бюджет и эффективность экономики в целом. Об этом было заявлено на совместной коллегии Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры, где рассмотрели соблюдение законодательства в сфере закупок и меры по пресечению необоснованного посредничества.

Следует сразу оговориться: посредники бывают разными. Порой без них действительно не обойтись. Возьмем, например, систему государственного агросервиса. Его базы тоже посредники и запчасти продают не за спасибо. Но берут за это всего 5—7 процентов. Это оправданно. Ведь доставка, хранение и прочие услуги тоже чего-то стоят. Но по сравнению с вышеупомянутым фактом они мизерны.

Почему же предприятия АПК порой готовы в разы переплачивать при покупке оборудования и запчастей? Недальновидность? Нет, скорее холодный расчет на возможность незаконно обогатиться. Одним словом, откат.

Например, заместитель управляющего сельхозучастка и главный ветврач барановичского госпредприятия в 2017—2019 годах закупали ветеринарные препараты у фирмы-посредника в 2—2,5 раза дороже их реальной стоимости. В результате бюджет потерял почти 300 тысяч рублей. Деньги «партнеры» потратили на личные нужды.

Но бывает, что к сотрудничеству с необоснованными посредниками приводит безответственное отношение к своим должностным обязанностям руководителей и специалистов. Возьмем случай с Калинковичским молочным комбинатом. Он приобрел у коммерческой структуры более 400 наименований товаров (от запасных частей и комплектующих к собственным механизмам до расходных материалов к доильному оборудованию сельхозорганизаций) на общую сумму около 1,5 миллиона рублей. При этом должностные лица предприятия не провели конкурентные процедуры закупки. Более того, реализованные молочному комбинату товары коммерческая фирма закупала у других посредников. Как результат, сформированные цепочкой посредников цены почти вдвое превышали цены производителей. Некоторые товары, приобретенные через посреднические структуры, Калинковичский молочный комбинат продавал хозяйствам области, которые соответственно также несли неоправданные расходы. В частности, продукция ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» систематически покупалась в 1,7 раза выше отпускных цен производителя.

В результате использования посреднических схем закупок товаров Калинковичский молочный комбинат понес дополнительные расходы на полмиллиона рублей. Это отрицательно отразилось на финансовых результатах его работы и нанесло ущерб экономическим интересам ряда хозяйств Гомельской области. Руководитель молочного комбината и главные специалисты, участвовавшие в организации закупок через посредников, уволены. Но почему подобное стало возможным? У предприятия же есть вышестоящие организации. Куда смотрели они? Ведь не случайно говорят, что промахи одних — это ротозейство других.

Как бороться с этим злом? Когда-то были недоразумения с гербицидами. Три года назад принят указ «О централизации закупок средств защиты растений». Проводятся конкурсы по их приобретению. В результате сельхозорганизации заключают договоры с победителями по минимальным ценам. Но для разовых сделок нужны иные подходы. Госконтроль анонсировал проект указа по борьбе с недобросовестным посредничеством. Он предусматривает обязательное согласование с вышестоящими организациями закупок, если они проводятся за счет государственных денег. Конечно, речь не идет о канцтоварах. Но сделки на тысячи и миллионы рублей обязательно должны быть под контролем.  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА