Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

10.09.2021 Не откладывая в долгий ящик
Сплошная инвентаризация, упрощенный порядок ввода в эксплуатацию: как еще в Комитете госконтроля предлагают решать проблему незавершенного строительства

Определение конкретного госоргана, ответственного за сокращение объектов сверхнормативного незавершенного строительства, сплошная инвентаризация и упрощенные порядки ввода объекта в эксплуатацию и списания ОСНС. Как КГК предлагает решить проблему долгостроев, рассказал начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля Николай Зеньчик.

— Николай Анатольевич, сколько объектов сверхнормативного незавершенного строительства сегодня в стране?

— В начале года насчитывалось 4465 ОСНС. И около 70 процентов объектов — это долгострои, которым более пяти лет. Причем 20 процентов из них стали таковыми более 20 лет назад. Фактически в стадии продолжения строительства только 25 процентов ОСНС. Всего в таких объектах заморожено, по-другому и не скажешь, 8,6 миллиона рублей, половина которых — господдержка и банковские кредиты.

— В какой отрасли объектов больше всего?

— В коммунальном и сельском хозяйствах — 52 процента от общего количества. Почти половина всех ОСНС находится в Минской и Витебской областях: молочно-товарные фермы, котельные, железнодорожные мосты, дома культуры, подъездные пути, водозаборные скважины — список можно продолжать. Это как недостроенные здания и помещения, так и те, что не введены в эксплуатацию, но фактически ими пользуются. Самый яркий пример — больница в агрогородке Речицкого района. По документам она не введена в эксплуатацию, а на месте коллеги увидели прекрасное здание, которое уже длительное время принимает пациентов. Неразбериха случилась при передаче больницы от одного балансодержателя к другому. А вот жилых многоквартирных домов, как принято думать, в этих списках немного — примерно два процента.

— Уверена, что многие такие долгострои никому не мешают…

— Еще как мешают. Таких объектов вообще быть не должно. Потому что не все они безобидны. Полуразрушенные здания небезопасны для людей и занимают земельные участки, которые нужно использовать эффективно. А так, получается, от них никакой отдачи для государства. Да и крайне остро стоит вопрос наведения элементарного порядка на земле. Более того, некоторые объекты связаны кредитными обязательствами. Есть жилые частные дома, которые сельскохозяйственные предприятия построили еще в 1990-е. Банк выдал кредит, но денег на строительство части домов не хватило. Дома до сих пор считаются незавершенными, жить в них нельзя, но хозяйство все равно выплачивает кредит, а нуждающиеся сельчане и сегодня так и не обеспечены жильем. С такими ОСНС необходимо принципиально определиться исходя из их состояния: либо достраивать, либо сносить. И разобраться мы должны с каждым из них.

— Плотно заниматься ОСНС Комитет госконтроля стал с начала этого года. Выявление и определение их дальнейшей участи — процесс длительный. И все же можем ли мы подвести промежуточные итоги работы за последние полгода?

— Можем. Но итоги пока нерадужные. В начале года насчитывалось почти 4,5 тысячи ОСНС. Сейчас их чуть больше 4 тысяч. Динамика снижения долгостроев пока незначительная. А все из-за того, что вроде разобрались за полгода с 872 ОСНС, но и тут же нарастили 536 новых. Больше всего генерирует новые объекты Минская область (28 процентов от общего количества по стране). Кроме того, есть нюансы и в том, по каким ОСНС принимаются меры. В основном пока разбираются со свежими ОСНС, не с долгостроями. Вот и получается, что из 872 введенных, выбывших, ликвидированных или проданных за полгода объектов доля долгостроев составила только 29 процентов. А нужно разбираться с каждым. В начале года в стране насчитывалось 4465 объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

— Почему вообще возникают такие проблемы?

— Причин несколько. Главная — бездеятельность госорганов, не принимающих мер по ОСНС и не желающих детально отработать каждый объект. Есть проблемы и правового характера. На сегодня в стране нет госоргана, координирующего работу органов власти по снижению ОСНС, нет порядка и критериев принятия решений об определении дальнейшей судьбы ОСНС с учетом оценки потребности как в самих объектах, так и в необходимом объеме финансового обеспечения реализации планируемых мероприятий. Отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий бухгалтерский учет списания ОСНС. Практически по трем сотням объектов планировались мероприятия по их списанию и сносу, которые не были выполнены. Многие объекты предполагают разработку проектно-сметной документации на снос. Не у всех есть на это средства. Напомню, шестая часть всех объектов — с 20-летней историей.

— И как КГК предлагает решать эти проблемы?

— Комитет госконтроля определил концепцию организации дальнейшей работы по наведению порядка с ОСНС. Она одобрена Главой государства и принята Правительством как руководство к действию. Мы предлагаем определить госорган, уполномоченный на организацию и координацию работы органов власти по снижению ОСНС. Также настоятельно рекомендуем провести сплошную инвентаризацию. Как показывают проверочные мероприятия, многие застройщики ее вообще не проводили или проводили некачественно.

Комитет госконтроля предложил разработать и утвердить на уровне Совета Министров комплекс мер по сокращению ОСНС. Этот комплекс должен включать определение порядка формирования и мониторинга региональных и отраслевых мероприятий по сокращению ОСНС, а также порядка и критериев принятия решений об определении дальнейшей судьбы существующих ОСНС с учетом оценки реальной потребности как в самих объектах, так и в необходимом объеме финансирования для реализации планируемых мероприятий. Важный момент — необходимо ввести механизм упрощенного порядка списания, а также упрощенного порядка ввода в эксплуатацию ОСНС. В целом по стране уже обнаружено около 600 ОСНС, которые фактически многие годы функционируют, но не введены в эксплуатацию. Также нужно определить и реализовать действенные меры, направленные на недопущение образования новых сверхнормативных объектов. Потому что дальнейшее генерирование новых ОСНС будет нивелировать всю проводимую работу, поскольку в последнее время ежеквартально в стране в среднем образовывалось по 500 новых объектов. nbsp;
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2021 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»