Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

11.10.2019 Кто просит добавки, а кто — надбавки?
Комитет госконтроля анонсирует жесткий разговор о посредниках

На следующей неделе коллегия Комитета государственного контроля разберется с посредничеством. Когда и почему этот экономический институт, в принципе, нормальный, распространенный, становится пагубным? Например, когда оказываются услуги и закупаются товары за бюджетные деньги. Участие посредника, часто нескольких, в отношениях производителя и потребителя, как правило, увеличивает стоимость услуги или товара.

Но бюджет не резиновый. И если в одном месте переплатили, то в другом на что-то важное для людей и страны денег может не хватить. Проблема имеет как экономическую, так и социальную значимость. Поэтому эффективное противодействие необоснованному посредничеству является одной из приоритетных задач Комитета госконтроля.

Как пример — нашумевшая пару лет назад проверка госконтролем организации школьного питания. Многие ее помнят, но не все знают детали и финал. Начальник управления контроля потребительского рынка, сферы услуг и за оборотом подакцизных товаров КГК Елена Масурновская напоминает:

«Порядок формирования цен нарушался во всех проверенных комбинатах школьного питания в Минске. Торговая надбавка применялась не к отпускной цене производителя, а к цене посредника, уже применившего свою надбавку. Предельные надбавки к цене производителя в КШП Партизанского района достигали 181,3 процента, в КШП Фрунзенского — 198,3».

Иначе говоря, за некоторые продукты комбинаты переплачивали почти вдвое, что сказывалось и на родительских кошельках: блюда в школьной столовой стоили дороже, чем могли бы. Но почему не жалеют средств те, кто производит закупки? Им это выгодно: больше выручка, прибыль и прочие валовые показатели. Соответственно выше зарплата, премия и прочие бонусы. К примеру, среднемесячная зарплата руководителя КШП Фрунзенского района Минска в 2016 году составляла 2,8 тысячи рублей.

Руководители комбинатов были привлечены к ответственности. Правительство внесло изменения в нормативные документы, регулирующие процедуру закупок в сфере школьного питания. Теперь, в частности, они должны проходить на конкурсной основе. А Мингорисполком оптимизировал сеть столичных КШП: фактически остался один комбинат.

Но если в сфере школьного питания предельные наценки хотя бы регулировались, то в здравоохранении не было и этого. Некоторые ограничения для себя установили сами производители. В Минске, к примеру, где за организацию питания в большинстве больниц и клиник отвечает одно унитарное предприятие, фактически монополист, продукты для больниц закупались у посредников с надбавкой до 243 процентов. Та же картина и в Могилеве. «Даже на рынке и в магазине некоторые мясные продукты можно было купить дешевле», — замечает Елена Масурновская.

Пример из Барановичей, где предприятие АПК при закупке ветеринарных препаратов переплатило посредникам почти миллион рублей. Здесь была разработана изящная схема с участием трех фирм-поставщиков антибактериальных препаратов, которая создавала лишь видимость конкурса… Потенциальные поставщики, якобы конкуренты, фактически были партнерами. Маржу делили. А предприятие приобретало препараты в 2 — 3 раза дороже, чем могло бы напрямую. Теперь два его бывших должностных лица и два коммерсанта под следствием: хищения путем злоупотребления служебными полномочиями оцениваются в особо крупном размере.

Проверки госконтролем охватили широкий спектр экономики и социальной сферы страны. К этому обязывали поручения Президента: о необходимости изжить необоснованное посредничество Александр Лукашенко говорил неоднократно.

Разговор на коллегии будет жестким, пообещали в Комитете госконтроля. 
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА