Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

14.02.2020 Дешевле бывает
Почему тендеры порой заканчиваются уголовными делами о взятках

Коррупция, поставки сладкого товара по бросовым ценам на зарубежный рынок и реэкспорт дорого обошлись сахарной отрасли страны. Прежде серия резонансных приговоров была вынесена бизнесменам и чиновникам, связанным со здравоохранением. Как навести порядок в сфере госзакупок?

По оценкам международных экспертов, сегодня возможности мировых производителей намного превышают не только спрос на различные товары для субъектов экономики и населения, но и их реальные потребности. Произвести популярную продукцию давно уже не проблема, но как ее реализовать конечному потребителю? Более того, не просто продать, а быстро и с хорошей прибылью. Для этого и создаются дилерские сети — посредники помогают поставлять товары от производителей конечным потребителям в кратчайшие сроки и по конкурентным ценам.

Но иногда некоторые предприятия как государственной, так и частной форм собственности пользуются услугами посреднических структур, действующих по весьма сомнительным алгоритмам. Махинации с ценами, которые в некоторых случаях могут превышать стоимость товаров в несколько раз, позволяют недобросовестным дельцам скрывать реальную выручку. В итоге огромные суммы уходят в офшорные зоны, не платятся налоги, а деньги оседают в карманах мошенников. Такое посредничество допускать нельзя, оно ведет к росту себестоимости товаров и снижению доходов предприятий и ложится в конечном итоге в виде значительно завышенных цен на рядовых покупателей. Именно с такими формами посредничества неоднократно призывал бороться Президент.

Нарушения, связанные с закупками товаров, работ и услуг по завышенным ценам, выявлены Комитетом государственного контроля практически во всех сферах хозяйственной деятельности в стране. Они зафиксированы в организациях системы министерств сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта и коммуникаций, строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, лесного хозяйства, здравоохранения, образования, концерна «Белнефтехим», потребкооперации и других ведомственных учреждениях.

Как рассказал начальник главного аналитического управления Комитета государственного контроля Дмитрий Санько, проведенный анализ показал, что необоснованное посредничество не имеет отраслевых рамок — оно присутствует везде, где есть не совсем чистоплотные люди, желающие обогатиться за счет других. Мошеннические схемы, как правило, построены на взяточничестве, злоупотреблении и превышении служебных полномочий в корыстных целях. К сожалению, установление максимально возможных барьеров и запретов не является гарантией отсутствия нарушений. Проверки КГК показали, что одной из первопричин дорогих закупок являлось отсутствие порядка определения ориентировочной цены закупки и формальное изу­чение конъюнктуры цен на закупаемые товары. Произвольный порядок создавал условия для лоббирования должностными лицами заказчика интересов конкретных поставщиков, в том числе путем подготовки тендерной документации под конкретные торговые организации. Например, такие действия при проведении закупок медицинского оборудования РУП «Белмедтехника» позволили отдельным компаниям создать обширную посредническую сеть организационно связанных структур и занять устойчивые позиции в сфере поставок медицинских изделий для госучреждений. Это привело к завышению стоимости закупаемых товаров и потерям бюджета на сумму в эквиваленте около 5,3 миллиона долларов. Оказалось, что для закупок за счет собственных средств государственных и с долей собственности государства организаций и вовсе не установлено требование по предварительному изучению цен рынка.

По расчетам нашего Правительства, посредники «съедают» до 3% ВВП, что составляет около 1,5 миллиарда долларов!

Выявлены факты, когда поставщики готовили заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения. Например, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводило к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, сумма завышения стоимости поставленных частной компанией в 2017—2018 годах добавок, закупленных на внешнем рынке, составила в эквиваленте более 2 миллионов долларов. Все эти накрутки легли в цену готовой продукции.

Сотрудничество ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» с определенными структурами при закупках материальных ресурсов без проработки возможности их приобретения напрямую у производителей привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости продукции. Только по выявленным фактам закупок железной руды, гипсового камня, мелющих шаров и прочего дополнительные расходы организаций цементной промышленности в 2017—2019 годах составили около 8 миллионов руб­лей.

Не способствует искоренению недобросовестных посредников, по мнению начальника управления, непринятие заказчиками мер ответственности в отношении тех поставщиков, которые не выполнили предусмотренные договорами обязательства, поставили некачественный товар или иным образом не исполнили условия сделки, а также выиграли в процедурах закупок на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Анализ подобных случаев показывает, что присутствие на рынке необоснованных посредников зачастую является следствием неэффективности механизмов внутреннего контроля в организациях, ненадлежащей внутренней регламентации корпоративных процедур закупок. Именно это стало одной из главных причин возникновения устойчивых посреднических схем.

Настало время активных действий: с 1 июля прошлого года начала действовать новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Одной из важных новаций является создание государственной информационно-аналитической системы по управлению государственными закупками. Эта система должна гарантировать проведение только тех процедур закупок, которые обеспечены бюджетными ассигнованиями, а также позволить прослеживать весь процесс их осуществления, начиная от объявления процедуры и заканчивая исполнением договора. Теперь контролирующие органы смогут дистанционно получать информацию о субъектном составе участников, включая тех, с которыми заключен договор, и ценах.

К сожалению, пока не разработан механизм определения вреда и привлечения к ответственности субъектов хозяйствования и их должностных лиц при выявлении фактов необоснованного завышения стоимости товаров (работ, услуг), цены на которые не регулируются государством. Это, как считает Дмитрий Санько, является одним из основных факторов, препятствующих эффективной работе в данном направлении. Существующие условия требуют принятия комплексных организационных мер на уровне Правительства и органов государственного управления. Выявленные в ходе контрольно-аналитических мероприятий факты необоснованного посредничества, причины и условия, им способствующие, были рассмотрены на совместном заседании коллегий Комитета госконтроля и Генпрокуратуры. Разработаны и направлены в Совет Министров конкретные предложения для принятия эффективных мер. Главная цель — ликвидация необоснованного и недобросовестного посредничества на ранней стадии, до появления договорных обязательств между сторонами.  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»