Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

11.10.2013 Запас карман тянет

К концу года запасы продукции на предприятиях должны значительно уменьшиться. Такую задачу еще летом поставил Президент. Однако пока динамика неутешительна. Вот несколько цифр. На Могилевщине в июне на складах фабрик и заводов скопилось товара на 3,3 триллиона рублей. К сентябрю сумма уменьшилась только до 2,9 триллиона. Почему так сложно решается проблема? Корреспондент "СБ" попытался разобраться на примере конкретных предприятий.
Первый адрес - Кричевский завод резиновых изделий. Сегодня это филиал ОАО "Белшина". На его складах лежит чуть ли не полугодовой запас продукции. Даже если производственный процесс остановится, предприятию еще долго будет что продавать. В чем причины коммерческой неразворотливости? Недавно занявший директорское кресло Александр Князев истоки проблемы видит в потере рынков. Несколько лет подряд, не имея оборотных средств, завод фактически простаивал. И о предприятии забыли покупатели. Хотя, по словам Князева, сапоги из ПВХ, изготавливаемые в Кричеве, конкурентоспособны как по цене, так и по качеству. А вот резиновые сапоги, которых половина в общем объеме складских запасов, спросом не пользуются. В первую очередь - из-за внешнего вида. Матрицы, используемые при их производстве, поцарапаны. И все шероховатости выступают на лицевой стороне резиновой обуви. Руководители предприятия договорились, чтобы на одном из гомельских заводов матрицы отполировали и захромировали. На это требуется полмиллиарда рублей. Сумма серьезная, но почему бы ее не заработать?
Когда-то завод славился особыми галошами, которые отправлял в Афганистан. С загнутыми носами, специально украшенные. Однако сегодня восточный рынок утерян. Князев говорит, что возобновить производство можно. Но для запуска конвейера нужно около 40 опытных специалистов. За время производственного простоя квалифицированные кадры разбежались...
Что дальше? Директор уповает на появившуюся возможность отдавать продукцию в торговлю с отсрочкой платежа 60 дней. Возможно, проще будет вернуться на рынок. Но чтобы избавиться от складских запасов, надо продавать в месяц как минимум 60 тысяч пар обуви. Пока удается реализовывать лишь половину от этого объема. И к концу года полностью избавиться от излишков продукции вряд ли удастся.
Впрочем, затаренные склады - проблема не одного этого предприятия. Еще один адрес - ОАО "Белшина". На ее складах лежит продукции почти на триллион (!) рублей. Как ни парадоксально, но шинники виноваты лишь в том, что... четко выполняют свои обязательства. В конце прошлого года, когда составлялся бизнес-план, на "Белшину" приходили заявки от белорусских потребителей - МТЗ, МАЗа, "Бобруйскагромаша", в которых было четко прописано, сколько и каких шин собираются в 2013-м приобрести машиностроители. Под эти заявки закупалось сырье, выпускалась продукция. Но партнеры "Белшины" свои обязательства не выполнили. Не выбрали больше 130 тысяч шин на общую сумму почти 750 миллиардов рублей. Коммерческий директор открытого акционерного общества Александр Козлов говорит, что о проблеме знают и в облисполкоме, и в Министерстве промышленности. Но решения нет. Если бы сейчас все заказчики забрали продукцию, на складах осталось бы ее меньше месячного запаса. Единственный выход, который видят для себя сейчас шинники, - диверсификация поставок. Стали больше поставлять продукции в Россию, Среднюю Азию, страны Закавказья. Продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 30 процентов.
Заместитель начальника управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета госконтроля Могилевской области Кирилл Дорошенко комментирует ситуацию:
- За лето не произошло заметного снижения остатков на складах. Многие руководители фабрик и заводов пытаются объяснить такое положение дел финансовым кризисом. Мол, рынки на Западе "просели", потому и продажи не идут. На мой взгляд, причина в другом. Для руководителей главная цель - произвести как можно больше продукции. А вот что с выпущенным товаром делать, порой на предприятиях представляют слабо. Не умеют продавать. Только один пример. Не так давно могилевский "Горводоканал" объявил тендер на покупку резиновой обуви. Выиграл предприниматель, поставивший 200 пар женских сапог и 180 - мужских. Импортных. Кто мешал Кричевскому заводу резиновых изделий принять участие в торгах? Однако его работники прозевали тендер и не подали заявку. Между тем наши специалисты подсчитали: в случае покупки сапог кричевского производства "Горводоканал" смог бы не только поддержать отечественного производителя, но и сэкономить 12 миллионов рублей. Несколько лет назад мы обратили внимание на ситуацию вокруг шкловской фабрики "Спартак". Ее продукцию - салфетки, туалетную бумагу - практически невозможно было увидеть в магазинах страны. После нашего вмешательства все изменилось коренным образом. Сегодня шкловский товар представлен в торговой сети. А месячная отгрузка фабрики увеличилась в два раза. Но это частный случай. Складывается ощущение, что наши предприятия не только не умеют, но и не хотят учиться торговать. Как иначе объяснить, что в отделах сбыта работают учителя, зоотехники, вчерашние школьники? Все, кроме маркетологов и специалистов по продажам.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»