Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

13.03.2012 Паранормальная энергия
Сегодня деятельность региональных управлений по надзору за использованием ТЭР требует коренной перестройки О необходимости рационального использования топливно-энергетических ресурсов в последние годы говорилось так много, что, кажется, актуальность этой проблемы дошла до каждого. Промышленные предприятия, учреждения, другие организации регулярно отчитываются о расходовании ТЭР, а также о внедрении энергосберегающих технологий. Например, Могилевская область в 2010 году по сравнению с 2009-м смогла снизить общее потребление энергии более чем на 16 %. Через год добавила еще 6 % экономии по сравнению с 2010 годом. Но официальные данные о неуклонном сокращении количества использованных тонн условного топлива, судя по всему, тоже являются достаточно условными. Такой вывод напрашивается после ознакомления с результатами проверок, осуществленных сотрудниками госконтроля. — Мы проверили деятельность Могилевского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, — говорит заместитель начальника Управления КГК Могилевской области Кирилл Дорошенко. — Именно эта организация обязана координировать в регионе всю работу по использованию ТЭР, в частности утверждать субъектам хозяйствования нормы расхода электричества, газа, мазута, местных видов топлива, контролировать этот процесс, вести соответствующий учет, а в случае выявления каких-то нарушений наказывать в административном порядке провинившихся. Но о каком контроле со стороны названного управления может идти речь, если там царит полная неразбериха. Возьмем нормы потребления энергоресурсов. Каждое предприятие, которое потребляет более 100 тонн условного топлива в год, обязано ежегодно согласовывать и утверждать нормы расхода ТЭР на единицу продукции. Эти нормы должны утверждаться на основе представляемых специалистами предприятия расчетов в зависимости от характера производимых изделий, сырья, имеющегося оборудования, режимов его работы и других факторов. Так вот выяснилось, что работники упомянутого надзорного управления на момент проверки даже не знали, утверждались ли такие нормы на ряде предприятий. Одних только крупных потребителей энергии, о которых в управлении не было нужных сведений, мы насчитали 573. Тогда КГК Могилевской области выборочно проверил 11 из них. Оказалось, что большинство проверенных субъектов хозяйствования эти нормы не согласовывали вовсе. Это такие организации, как ООО «Рольф-Трэйд», ОАО «Новая Друть», ООО «Спутник», Климовичское ДУКП «Жилком» и другие. Для многих предприятий нормы если и утверждались, то без технически обоснованных расчетов, попросту говоря, с потолка. Скажем, для ООО «Газосиликат», изготавливающего газосиликатные блоки, нормы расхода электроэнергии были завышены в полтора раза, а тепловой — в два. Некоторые предприятия, как, например, уважаемое ОАО «Техноприбор», в последние годы даже не представляли в соответствующую инстанцию свои расчеты, касающиеся нормирования энергорасходов. Выходит, что управление по надзору за использованием ТЭР за 14 лет своего существования не смогло привить предприятиям-энергопотребителям Могилевщины культуру утверждения норм расхода ТЭР, а тем самым и экономного их расходования. Когда стало понятно, что ситуация практически не контролируется, с нашей стороны этому надзорному органу было предложено навести должный порядок в своей системе. Казалось, люди бросятся исправлять свои ошибки, но управление так медленно раскачивалось, что за четыре с лишним месяца не удосужилось проверить и половину указанных нами объектов. — Получается, что отчеты организаций о сэкономленных энергоресурсах не имеют реальной основы? — Нет, так вопрос ставить нельзя. Экономия есть. Ведь на предприятиях, хотя и не всегда в исправном состоянии, имеются счетчики расхода воды, электричества, газа, и по ним можно проследить, сколько чего используется. Вопрос в другом: от какого уровня мы пляшем. Допустим, по нормам завод должен использовать не более 1000 кубических метров газа на изготовление единицы продукции, а ему утверждают максимальную норму в 1500 кубов. Вот и выходит, что если предприятие сэкономит, скажем, 500 кубов из этого количества, то его уже поздравляют с большим успехом. А на самом деле оно просто вошло в рамки допустимых норм расхода, и тут особенно радоваться нечему. — Как же тогда относиться к премиям, которые выплачиваются за экономию? — С этим нужно разбираться в каждом конкретном случае. Конечно, есть организации, где нормы расхода ТЭР соответствуют строгому научному расчету, и если там достигнута экономия, то можно только порадоваться за тех, кто заслуженно получил за это премию. Но есть и совсем другие примеры. Вот один из них. После вмешательства госконтроля должностным лицам могилевского лицея № 10 пришлось вернуть казне 6,5 миллиона рублей, которые им были выплачены в качестве премий за экономию энергоресурсов. Выяснилось, что это учреждение систематически нарушало статотчетность. И не только оно. Не потому ли, что управление по надзору за использованием ТЭР развело недопустимый по нынешним временам либерализм. За последние три года эта организация направила в суды лишь несколько десятков протоколов, касающихся перерасхода топливно-энергетических ресурсов. Это при том, что нарушения, связанные с их использованием, у нас сплошь и рядом. В прошлом году всего за два месяца в ходе контрольно-аналитических мероприятий работники КГК Могилевской области выявили 39 организаций, нарушивших законодательство о нормировании ТЭР. А за это предусмотрено административное наказание. Если бы надзорное управление проявляло должную строгость в отношении своих подопечных, у нас не было бы столько беспорядка в сфере расходования энергоресурсов. — Каков же вывод? — Сегодня деятельность региональных управлений по надзору за использованием ТЭР требует коренной перестройки. КГК внес соответствующие предложения Госкомитету по стандартизации Республики Беларусь, а также его Департаменту по энергоэффективности. Речь идет о совершенствовании форм и методов работы по реализации государственной политики в сфере энергосбережения. В частности, предлагается создать в республике единую информационную систему учета потребителей ТЭР и единую электронную базу для осуществления необходимых административных процедур.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»