Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

15.04.2013 Лежи, моя куделя

Очередной экономический парадокс: экспорт льна, стратегического для нашей страны продукта, вместо прибыли приносит убытки, счет идет на миллиарды. Страдают главным образом государственные предприятия. Те, что льноволокно выращивают, и те, которые специализируются на его продаже. Все они теряют. Зато другие, преимущественно частные, зарабатывают — и неплохо, хотя лишь посредничают между производителем и зарубежным покупателем.
Все натуральное — ткани, одежда, постельное и столовое белье — сегодня в большой моде. Более того, на мировом рынке товаром повышенного спроса было и остается само по себе льноволокно, даже в необработанном виде. Почему же его экспорт приносит убытки? Мы разучились торговать?
Выходит, что так. Вывод следует из анализа Комитета госконтроля. Один из примеров тому — Шкловская экспортно–сортировочная льнобаза, которая прекратила поставки волокна в Китай, Италию и Германию, потеряв при этом и несколько потенциальных покупателей. Не преуспевают и те, кто лен все же экспортирует.
В 2012 году страна произвела 38,6 тысячи тонн волокна. На внутреннем рынке основным его потребителем является Оршанский льнокомбинат, которому в счет госзаказа и была поставлена половина этого объема, 17,7 тысячи тонн. Из оставшегося количества льнозаводы 26,1 процента реализовали экспортно–сортировочным базам и еще 20,5 процента — коммерческим структурам, индивидуальным предпринимателям.
Что в итоге? От реализации продукции через льноэкспортные базы заводы в 2012 году получили убытки в сумме 5,5 млрд. рублей. С потерями сработали более половины организаций. К началу года их кредиторская задолженность превысила 600 млрд. рублей.
Зато на льняной ниве буйно и повсеместно расцвел посреднический бизнес разных форм собственности — на это особо указал госконтроль. Причем 80 процентов экспортного объема приходится на нескольких крупных игроков: «БелЛьноТекс» (Витебская область), «Альфа клуб» (Гомельская), «АЛБ–импекс» (Гродненская), «БелРосКардо» (Могилевская), «Десятка–строй» и ООО «Фруктополис» (Минск)... Неужели они тоже внакладе?
Нет, конечно. Коммерсанты не скупятся: чтобы получить ходовое за границей сырье, готовы дать за него больше цены внутреннего рынка, причем с предоплатой. Экспортируя волокна даже не лучшего качества, посредники доказывают, что это выгодно: у большинства из них рентабельность составляет около 15 процентов. А вот ОАО «Витебсклен», вдвое снизив в 2012 году объемы экспорта, имело отрицательную рентабельность и убытки на сумму 1,1 млрд. рублей.
Как установил госконтроль, этот экономический парадокс отчасти имеет управленческие причины. Постановлением Совета Министров еще в 2010 году была сформирована Комиссия по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Экспорт льна находился в сфере ее внимания, но свою миссию комиссия не выполнила. В частности, не позаботилась установить меры ответственности за нарушения при вывозе льна за границу.
Нельзя сбрасывать со счетов и безынициативность самих льнозаводов в поиске внешних рынков сбыта. Кто ищет, тот находит. Это доказали некоторые льнозаводы Брестской и Могилевской областей, которые за год по прямым договорам продали на экспорт 1,2 тысячи тонн волокна и заработали 1,3 млрд. руб. прибыли.
...Льняная пряжа на разрыв вдвое крепче хлопчатобумажной и втрое — шерстяной. Влагу испаряет с той же скоростью, что и поверхность воды. Вот почему льняная ткань всегда остается свежей и прохладной, обеспечивая отличное самочувствие в самом жарком климате. Вот почему белорусский лен всегда будут носить. Если мы совсем не разучимся его продавать.
Денис Головарев, начальник отдела контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию Комитета госконтроля:
— Отдельные коммерческие структуры и предприниматели воспользовались явным пробелом в законодательстве. Для исправления ситуации Комитет госконтроля выработал ряд мер. Среди первоочередных — включение льноволокна в перечни товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в торговле с третьими странами. Следует принять положение об экспорте льноволокна и установить ответственность за его нарушения. Перспективна реализация льноволокна на внешние рынки через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и создание товаропроводящей сети за рубежом. Предложения направлены в Правительство.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА