Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Новости / Анонсы
Пресс-центр

Новости / Анонсы

07.03.2017 Коллегия КГК Могилевской области рассмотрела результаты проверки областного УКСа и его дочерних предприятий
На заседании коллегии Комитета государственного контроля Могилевской области рассмотрены результаты контроля за деятельностью КУП «Могилевское областное управление капитальным строительством» (областной УКС) и его дочерних предприятий (УКСов). 
Коллегией отмечено, что УКСы в целом выполняют возложенные на них законодательством функции. С их участием в Могилевской области возводится немало новых социально-значимых объектов. 
Вместе с тем в деятельности УКСов имеется ряд недостатков, которые негативно сказываются на результативности их работы, организации строительного процесса и использовании бюджетных средств. 
Эффективность деятельности большинства УКСов в основном зависит от объема выделенных местными органами власти бюджетных средств для финансирования строительства государственных объектов. С учетом острого дефицита таких средств объемы услуг в большинстве УКСов в последние годы существенно сократились, имеет место ежегодное недополучение ими запланированной выручки, увеличение числа убыточных УКСов. 
УКСами не обеспечивается выполнение ключевых прогнозных показателей социально-экономического развития, доводимых органами госуправления (по размеру выручки от реализации работ (услуг), чистой прибыли, производительности труда, темпу роста производительности труда, иным). Так, в первом полугодии 2016 г. все 6 доведенных прогнозных показателей выполнили только областной УКС и УКС г.Могилева. 
УКСами не уделяется должное внимание экономии государственных средств при строительстве объектов. В ряде случаев разработанная УКСами за счет государственных средств проектная документация на возведение объектов на протяжении длительного времени остается невостребованной. Только в областном УКСе и УКСе г.Могилева (на 01.01.2016 и на 15.02.2016) числились 38 нереализованных проектов, на разработку которых в 2004-2015 гг. было затрачено порядка 2 млн. рублей (здесь и далее – с учетом деноминации) государственных средств. 
Государственными заказчиками не принимаются достаточные меры по поиску резервов снижения сметной стоимости строительства государственных объектов за счет оптимизации проектных решений. В результате в строительных проектах зачастую допускаются «излишества», неоправданно увеличивающие их стоимость. В 2015 г. и январе-ноябре 2016 г. сметная стоимость строительства 40 объектов областного УКСа и 16-ти его дочерних предприятий с учетом предложений Комитета госконтроля удешевлена на 11,3 млн. рублей. 
УКСами не обеспечивается своевременное завершение строительства государственных объектов, в основном, из-за их ненадлежащего финансирования. Как результат – значительные государственные средства «заморожены» в сверхнормативных объектах строительства. Только на начало 2016 г. в областном УКСе и в 17-ти его дочерних предприятиях числилось 203 таких объекта, в возведение которых вложены 330 млн. рублей, в том числе 110 млн. рублей бюджетных средств. 
В отдельных случаях появлению «долгостроев» способствует непродуманное и необоснованное инициирование строительства объектов, пренебрежение требованиями законодательства в этой сфере. 
Негативно сказывается на организации планирования строительства государственных объектов, обоснованности расходования бюджетных средств отсутствие в Могилевской области единого регламентированного порядка формирования перечня объектов, финансирование проектирования и возведение которых осуществляется в рамках областной инвестиционной программы и за счет средств бюджетов базового уровня. 
Государственными заказчиками не обеспечивается надлежащая сохранность объектов незавершенного строительства, в том числе путем их консервации. В результате эти объекты постепенно разрушаются и их дальнейшее возведение требует дополнительных средств на восстановление, стоимость которого, в свою очередь, может быть гораздо больше, чем затраты на консервацию. 
В УКСах сложилась пагубная практика необеспечения своевременного выполнения отдельных видов работ (по отделке фасадов зданий, благоустройству территорий), перенесенных при приемке объектов в эксплуатацию на благоприятный период года. На 20.10.2016 в Могилевской области имелось 20 построенных с участием УКСов объектов (в основном, многоквартирные жилые дома), введенных в эксплуатацию в 2013-2016 гг., на которых перенесенные на благоприятный период года сезонные работы до сих пор не выполнены, а сроки их выполнения уже истекли. 
Государственными заказчиками ненадлежащим образом реализуется возложенная на них в соответствии с законодательством функция технического надзора при строительстве государственных объектов (к примеру, на 5-ти из 11-ти обследованных строительных объектах областного УКСа Комитетом госконтроля выявлено некачественное выполнение строительно-монтажных работ на общую сумму 37 тыс. рублей). В результате ряд нарушений в строительной сфере (в том числе выполнение работ ненадлежащего качества) своевременно (при их приемке) не пресекается, что в последующем негативно сказывается на эксплуатационной надежности и безопасности вновь построенных объектов. 
По результатам заседания коллегии Комитетом госконтроля выработаны предложения по оптимизации деятельности УКСов и устранению ими выявленных недостатков, выполнение которых взято на контроль. Помимо этого, за 2015-2016 гг. более чем по 50 объектам УКСов возвращены в бюджет или сняты с расчетов завышения стоимости выполненных за счет государственных средств (с привлечением средств господдержки) строительных работ на общую сумму 3,35 млн. рублей. Кроме того, по итогам проверок областного УКСа и УКСа г.Могилева в бюджет возвращены 0,3 млн. рублей денежных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства (с учетом начисленных на них процентов).  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2017 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА