Главная / Медиа / Новости

Новости

22.07.2015

Взаимодействие финансовой милиции и финансовой разведки Комитета госконтроля позволяет эффективно противостоять экономическим преступлениям

Взаимодействие финансовой милиции и финансовой разведки Комитета госконтроля позволяет эффективно противостоять экономическим преступлениям
Сегодня состоялась пресс-конференция руководителей департаментов финансовых расследований и финансового мониторинга Комитета госконтроля. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Комитета госконтроля – директор Департамента финансовых расследований И.А.Маршалов и директор Департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля В.Г.Реут.
Участники отметили, что основной задачей Комитета государственного контроля является обеспечения экономической безопасности государства. Структура Комитета госконтроля объединяет помимо государственных контролеров работников органов финансовых расследований (финансовая милиция) и Департамента финансового мониторинга (финансовая разведка) и является уникальной для большинства зарубежных стран. Благодаря взаимодействию структурных подразделений Комитета госконтроля и двух департаментов удается успешно противостоять экономическим преступлениям.
Одной из основных задач органов финансовых расследований является выявление и пресечение преступлений в экономической сфере. В первом полугодии 2015 года было выявлено 749 преступлений, из них 363 относятся к категории тяжких, пресечена деятельность 18 преступных групп. По результатам работы финансовой милиции в бюджет поступило 319 млрд. рублей.
И.А.Маршалов особо подчеркнул, что в настоящее время основные усилия финансовой милиции сосредоточены на борьбе с лжепредпринимательством. На протяжении последних нескольких лет это явление заметно вытеснено из экономики страны в результате регулярных действий Комитета госконтроля по пресечению деятельности лжеструктур, приостановления операций по их счетам в банках, задержанию и изъятию крупных сумм денежных средств.
В борьбе с лжепредпринимательством используются все предусмотренные законом средства и методы. Департамент финансового мониторинга осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях и передает ее в органы финансовых расследований. В свою очередь, органы финансовых расследований, являясь субъектом оперативно-розыскной деятельности и органом дознания, доводят эту информацию до своего логического завершения – пресечения деятельности преступных групп.
Благодаря совместным действиям органов финансовых расследований и финансовой разведки за последние два с половиной года пресечена деятельность 925 лжепредпринимательских структур, на счетах которых заблокировано 128 млрд. рублей. Лжепредпринимательским структурам и их контрагентам (компаниям реального сектора экономики) предъявлено к уплате дополнительных платежей на сумму более 1 трлн. рублей, из них в бюджет взыскано 388 млрд. рублей. Работниками финансовой милиции выявлено 44 преступные группы, организовавшие функционирование лжепредпринимательских структур, по которым возбуждены уголовные дела за совершение преступлений против порядка осуществления экономической деятельности. Необходимо отметить, что каждая из таких групп контролировала по несколько десятков лжеструктур и имела сотни клиентов.
Справочно:
Департаментом финансовых расследований совместно с Департаментом финансового мониторинга в начале 2015 года выявлена преступная группа, причастная к созданию на территории г.Гомеля двух частных унитарных предприятий без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и используемых для проведения незаконных финансовых операций.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что участники преступной группы (граждане Российской Федерации и Республики Беларусь) осуществляли вывод денежных средств с территории России на счета подконтрольных предприятий в Беларуси и последующим перечислением их в банк Эстонии, в котором открыт счет от имени предприятия, зарегистрированного в Гонконге.
С целью придания проводимым платежам вида легальных сделок, участниками преступной группы подготовлены документы о якобы имевшей место комиссионной торговле между субъектами хозяйствования России, Беларуси и Китая в соответствии с которыми, белорусской стороной якобы произведена закупка оборудования у китайской компании и поставлена в адрес российских предприятий.
Для минимизации налоговых издержек на территории Республики Беларусь, созданными лжепредпринимательскими структурами применялась предусмотренная законодательством упрощенная система налогообложения с уплатой минимального размера налоговых платежей.
По результатам проведенных проверок в бюджет взыскано 8,1 млрд. рублей. По указанным фактам органами финансовых расследований было возбуждено два уголовных дела.
По существу, каждое пресечение деятельности лжепредпринимателей влечет за собой привлечение к ответственности (в т.ч. и уголовной) руководителей предприятий реального сектора экономики, которые пользовались их услугами. Активная деятельность по пресечению лжепредпринимательства привела к тому, что в этом секторе криминальных услуг остались единицы.
Работа в этом направлении продолжается. В настоящее время разработан проект Указа Президента, согласованный со всеми государственными органами, который предусматривает самостоятельное исчисление организацией сумм налогов по сделкам со лжеструктурой по предписанию органов финансовых расследований.
Еще одно значимое направление работы финансовой милиции – пресечение незаконной предпринимательской деятельности, в том числе посредством использования лжепредпринимательских структур. В первом полугодии 2015 года выявлено 83 таких преступления.
Справочно:
Департаментом финансовых расследований совместно с Департаментом финансового мониторинга в феврале 2015 г. пресечена незаконная предпринимательская деятельность преступной группы, оказывавшей коммерческим структурам услуги по уклонению от уплаты налогов и легализации товаров и средств, добытых преступным путем.
Преступная группа характеризовалась большим составом участников, четким распределением ролей (одни занимались регистрацией лжеструктур, вторые вели поиск формальных учредителей и директоров, третьи оформляли документы, четвертые управляли расчетным счетом, наконец, существовали люди, отвечавшие за обеспечение безопасности функционирования группы), иерархией, высоким интеллектом участников групп, обеспеченностью современными средствами связи и передвижения. За время своего существования преступная группа получила доход в размере более 350 млрд. рублей.
В результате совместной работы Департамента финансовых расследований и Департамента финансового мониторинга было установлено местонахождение участников преступной деятельности. Работниками финансовой милиции проведены обыски, в ходе которых изъяты печати лжеструктур, ключи удаленного доступа «Клиент-банк», компьютерная техника, бухгалтерские документы и иные носители информации. С целью возмещения  ущерба, причиненного государству в виде неуплаченных налогов, на имущество подозреваемых (коттедж, квартиры, дорогостоящие автомобили, ювелирные украшения) наложен арест на общую сумму более 2 млн. долларов США.
По данным фактам возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 233 (незаконная предпринимательская деятельность, совершенные организованной группой), а также 18 уголовных дел по части 2 статьи 234 (лжепредпринимательство).
В настоящее время финансовой милицией проводятся проверочные мероприятия в отношении субъектов реального сектора экономики, пользовавшихся услугами вышеуказанной преступной группы. По состоянию на текущий момент контрагентам лжеструтруктур, подконтрольным вышеуказанной преступной группе, предъявлено к уплате платежей в бюджет на общую сумму более 36 млрд. рублей, из которых в бюджет поступило 12,3 млрд. рублей.
По фактам уклонения от уплаты сумм налогов, сборов в отношении должностных лиц субъектов хозяйствования, пользовавшихся услугами вышеуказанной преступной группы, возбуждено 34 уголовных дела.
Кроме того, работниками Департамента финансовых расследований ведется активная работа по пресечению фактов уклонения от уплаты налогов. В этой сфере за 6 мес. 2015 года выявлено 282 преступления (37,6% от всех выявленных за первое полугодие 2015 г. преступлений). При этом более половины (187 преступлений) – это тяжкие преступления, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.
Как отметил В.Г.Реут, главная задача Департамента финансового мониторинга (ДФМ, финансовая разведка) – противодействие легализации преступных доходов и пресечение путей их получения. Ежедневно в Департамент финансового мониторинга поступает более 600 информационных сообщений о различных сделках, которые подвергаются анализу. Из этого массива информации работники финансовой разведки выявляют признаки получения и легализации преступных доходов. С начала 2015 года финансовому мониторингу была подвергнута деятельность около 4,5 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сделки почти 850 граждан. В дальнейшем информация о подозрительных финансовых операциях направляется в правоохранительные органы, прежде всего в Департамент финансовых расследований.
В первом полугодии 2015 г. правоохранительным и контролирующим органам направлено более 1,1 тыс. информационно-аналитических материалов о выявленных подозрительных финансовых операциях субъектов. С использованием информации Департамента финансового мониторинга правоохранительными и контролирующими органами в первом полугодии 2015 г. было выявлено 229 преступлений (из них органами финансовых расследований – 178), в бюджет поступило 149 млрд. рублей (в 1,8 раза больше чем в первом полугодии 2014г.).
Справочно:
Департаментом финансового мониторинга выявлена и пресечена схема транзита нерезидентами денежных средств через банки Беларуси. «Прогон» денег совершался с целью легализации преступных доходов. Для пресечения этой криминальной схемы решением ДФМ были приостановлены расходные операции по счетам 10 фирм-нерезидентов.В результате на банковских счетах было заморожено около 2,5 млн. евро и 168 тыс. дол. США.
После проверки предоставленной финансовой разведкой информации, Департаментом финансовых расследований было возбуждено 15 уголовных дел. В доход государства взыскано около 800 тыс. евро, более 165 тыс. долл. США и 115 тыс. российских рублей.
Департамент финансового мониторинга направляет информационные материалы о подозрительных финансовых операциях также и в другие правоохранительные органы. Результатом реализации этих материалов становятся «громкие» уголовные дела.
Справочно:
Департаментом финансового мониторинга совместно с ГУБОПиК МВД была выявлена деятельность преступной группы из должностных лиц крупного нефтеперерабатывающего предприятия и ряда связанных с ним организаций, которые из корыстной заинтересованности в рамках программы модернизации и перевооружения основных средств осуществили закупку оборудования по специально завышенным ценам за границей.
Этими действиями предприятию причинен ущерб в особо крупном размере. Возбуждено уголовное дело. В ходе задержания у участников преступной деятельности изъяты около 300 тыс. долларов США, 360 тыс. евро, 470 тыс. российских рублей. В настоящее время предприятию уже возмещен ущерб в размере 3 млрд. рублей, в Беларусь из-за границы возвращены незаконно полученные около 900 тыс. евро. Довзыскание денег для погашения причиненного ущерба продолжается.
Наряду с правоохранительными органами Беларуси, Департамент финансового мониторинга активно сотрудничает с зарубежными подразделениями финансовой разведки по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. В первом полугодии 2015 г. ДФМ осуществлял информационный обмен с 37 зарубежными подразделениями финансовой разведки. Наиболее активно с Латвией, Литвой, Россией, Кипром, Эстонией и Чехией.
Кроме того, при участии Департамента финансового мониторинга ведется активная работа по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Очередная оценка этой работы состоялась в мае т.г. во время Пленарного заседания Евразийской группы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Интересы нашей страны в ней представляет ДФМ. Пленарное заседание отметило прогресс Республики Беларусь по ключевым и базовым рекомендациям международных стандартов ФАТФ.
Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь