Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

20.04.2017  О декриминализации преступлений против порядка осуществления экономической деятельности
С учетом проводящихся в стране мероприятий по раскрепощению деловой инициативы Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК) в пределах компетенции проанализированы вопросы возможной оптимизации уголовной ответственности за преступления в сфере экономики и соответствующие предложения направлены для включения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь». 
Основной причиной предлагаемой декриминализации отдельных преступлений против порядка осуществления экономической деятельности является развитие и изменение общественных отношений в данной сфере, при которых некоторые деяния, потеряв свою общественную опасность, могут быть «переведены» в разряд административно наказуемых и за их совершение виновные лица не будут нести уголовную ответственность. 
Так, ДФК КГК считает целесообразным декриминализацию деяний, предусмотренных частью 1 статьи 237 (выманивание кредита или субсидии) Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК). 
Анализ выявленных органами финансовых расследований преступлений по части 1 статьи 237 УК показывает, что зачастую такие уголовные дела возбуждаются в отношении руководителей предприятий по фактам получения кредитов на производственные нужды (выплату заработной платы, пополнение оборотных средств, закупку сырья и материалов и др.). При этом в подавляющем большинстве случаев субъекты хозяйствования добровольно и своевременно возвращают предоставленные банками по подложным документам кредитные средства либо такие кредиты не получены вовсе. 
С учетом изложенного, а также исходя из того, что уголовная ответственность – это крайняя мера борьбы с наиболее опасными формами отклоняющегося поведения, которая должна применяться лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности достижения общественно полезной цели, административная ответственность за указанные деяния будет достаточной и целесообразной. 
Также ДФР КГК считает возможным исключить из УК статью 242 (уклонение от погашения кредиторской задолженности). 
Реализация данного предложения не повлечет ограничение прав субъектов хозяйствования на защиту их экономических интересов, поскольку общественные отношения по надлежащей оплате полученных товаров, работ и услуг подлежат защите путем реализации полномочий, предоставленных органам принудительного исполнения. Именно от качественного исполнения указанными госорганами возложенных на них задач зависит, будет исполняться судебное постановление или нет и как быстро. При этом задача преследования лиц, уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности по вступившему в силу судебному постановлению, вполне достижима путем более активного применения на практике статьи 11.18 (уклонение от погашения кредиторской задолженности) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), в том числе путем предоставления должностным лицам органов принудительного исполнения права рассмотрения таких дел. 
Кроме того, если в действиях недобросовестных должностных лиц будут усматриваться признаки умышленного завладения имуществом (работами, услугами) без намерения его оплатить, то такие деяния при наличии достаточных оснований могут быть квалифицированы по иным статьям УК, например по статьям 209 (мошенничество), 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) или 216 (причинение имущественного ущерба без признаков хищения). 
ДФР КГК также считает возможным осуществить декриминализацию деяний, предусмотренных статьями 224 (нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь) и 2611 (изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь) УК. Анализ статистических данных за 2006 – 2016 гг. показал, что всеми правоохранительными органами по статье 224 УК не выявлено ни одного преступления, а по статье 2611 УК – лишь 39 преступлений. В связи с этим представляется, что общественная опасность данных деяний утратила свою актуальность. Необходимо отметить, что КоАП за сходные деяния уже предусмотрена административная ответственность. 
Кроме того, ДФР КГК считает целесообразным декриминализировать следующие составы преступлений, предусмотренные статьей 233 (незаконная предпринимательская деятельность) УК: 
предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной; 
предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно; 
предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в установленном законодательными актами порядке. 
Применительно к деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной, необходимо отметить, что с момента ее криминализации в 2015 г., учитывая отсутствие в законодательстве конкретной формулировки понятия «предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной», а также отдельного перечня видов такой деятельности, данная норма оказалась практически не применима в деятельности органов уголовного преследования. 
Относительно деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), следует обратить внимание, что на протяжении последних лет прослеживается устойчивая динамика к сокращению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, при сохранении за лицензирующими органами функции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. При этом УК содержит отдельные нормы, устанавливающие специальную ответственность за занятие конкретными видами предпринимательской деятельности, охрана которых требует повышенного внимания. 
Обоснованием декриминализации предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, является очевидная несоразмерность ответственности совершенному деянию на фоне реализуемого в стране заявительного принципа регистрации предпринимательской деятельности. Основной целью занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации является сокрытие полученных лицом доходов, соответственно и оценивать такую деятельность необходимо через призму неуплаты в бюджет налоговых платежей. По мнению ДФР КГК, данную норму необходимо исключить, дополнив статью 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК квалифицирующим признаком, устанавливающим повышенную уголовную ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, сопряженное с осуществлением деятельности без надлежащей государственной регистрации, а также примечанием, устанавливающим порядок определения налоговой базы и налогообложения такой деятельности.  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2017 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА