Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

01.11.2018  Анализ исполнения республиканского бюджета за девять месяцев 2018 г.
Республиканский бюджет за девять месяцев 2018 г. исполнен с профицитом в размере 3 382,1 млн. рублей, или 3,8% к валовому внутреннему продукту (88 767,7 млн. рублей). Сверхплановый профицит составил 1 812,1 млн. рублей, в том числе за счет дополнительного поступления доходов – 352,6 млн. рублей, невыполнения плана по расходам – 1 459,5 млн. рублей.

За январь-сентябрь 2018 г. доходы бюджета составили 16 987,7 млн. рублей (80,9% уточненного годового плана), расходы – 13 605,6 млн. рублей (66,4%).

Источниками формирования доходов республиканского бюджета в январе-сентябре 2018 г. являлись налоговые доходы, за счет которых сформировано 79,7% (13 533,9 млн. рублей) доходов, неналоговые доходы – 12,1% (2 058,0 млн. рублей), безвозмездные поступления – 8,2% (1 395,8 млн. рублей).

В формировании налоговых доходов наибольший удельный вес имеют налог на добавленную стоимость (43,2%), доходы от внешнеэкономической деятельности (29,6%), акцизы (14,6%).

В структуре расходов республиканского бюджета за 9 месяцев 2018 г. основную долю заняли расходы на общегосударственную деятельность (6 263,5 млн. рублей, или 46,0% от суммы расходов, из них межбюджетные трансферты – 3 059,3 млн. рублей, или 22,5%, обслуживание государственного долга Республики Беларусь – 1 774,1 млн. рублей, или 13,0%), расходы на национальную экономику (2 110,9 млн. рублей, или 15,5%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (1 583,9 млн. рублей, или 11,6%), социальную политику (1 266,3 млн. рублей, или 9,3%), национальную оборону (842,7 млн. рублей, или 6,2%), образование (597,1 млн. рублей, или 4,4%), здравоохранение (560,8 млн. рублей, или 4,1%), физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации (314,4 млн. рублей, или 2,3%). Следует отметить, что основная нагрузка по финансированию социальных статей расходов, таких как образование и здравоохранение, приходится на местные бюджеты.

За январь-сентябрь 2018 г. в полном объеме обеспечено финансирование расходов по выплате заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат населению, осуществлены выплаты по погашению и обслуживанию государственного долга.

На 1 октября 2018 г. государственный долг Республики Беларусь составлял 44 573,8 млн. рублей, или 36,0% к ВВП. По сравнению с началом года государственный долг увеличился на 2 401,3 млн. рублей, однако по отношению к ВВП его размер снизился на 3,3 процентного пункта (на 1 января 2018 г. госдолг составлял 42 172,5 млн. рублей, или 39,3% к ВВП).

Таким образом, благодаря более высоким темпам роста ВВП по сравнению с темпами роста государственного долга, отношение долга к ВВП за девять месяцев текущего года снизилось.

Внутренний государственный долг за 9 месяцев 2018 г. увеличился на 456,2 млн. рублей (5,0%) и составил 9 631,8 млн. рублей, внешний государственный долг увеличился на 1 945,1 млн. рублей (5,9%) и составил 34 942,0 млн. рублей (эквивалентно 16 543,7 млн. долларов США), снизившись в валюте на 183 млн. долларов США.

В структуре государственного долга Республики Беларусь внешний государственный долг на 1 октября 2018 г. составил 77,9%.

Размеры внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга на начало октября текущего года находились в пределах лимитов (10 млрд. рублей и 19,6 млрд. долларов соответственно), установленных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2018 год».

 Долг, гарантированный Республикой Беларусь, на 1 октября 2018 г. составил 7 564,8 млн. рублей и уменьшился по сравнению с началом года на 191,3 млн. рублей (2,5%). Расходы на финансирование государственных программ за счет средств республиканского бюджета за январь-сентябрь 2018 г. (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда) составили 3,7 млрд. рублей, или 69,5% уточненного годового плана.

Расходы по основным государственным программам составили:

- Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы – 776,3 млн. рублей, или 62,7% уточненного годового плана;

- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы – 550,0 млн. рублей, или 67,7% уточненного годового плана;

- Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы – 439,1 млн. рублей, или 70,9% уточненного годового плана;

- Государственная программа «Строительство жилья» на 2016-2020 годы – 444,4 млн. рублей, или 71,2% уточненного годового плана;

- Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы – 416,5 млн. рублей, или 84,5% уточненного годового плана;

- Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года – 319,7 млн. рублей, или 70,3% уточненного годового плана.

Вместе с тем по отдельным государственным программам сложилось низкое освоение плановых ассигнований (в пределах 1,9-64,4% выполнения уточненного годового плана).

Так, по Государственной научно-технической программе «Роботизированные комплексы и авиакосмические технологии», 2016- 2020 годы при уточненном годовом плане 41,2 тыс. рублей исполнение составило 800 рублей, или 1,9%.

По Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы освоение средств составило только 6,6% уточненного годового плана.

Основными причинами низкого освоения плановых ассигнований являются запланированное заключение договоров по отдельным мероприятиям программ и расчетов по ним в IV квартале текущего года; невостребованность средств бюджета, предусмотренных на уплату процентов, в связи с невыборкой кредитных ресурсов; проведение повторных процедур закупок, государственных экспертиз по заданиям; внесением изменений в перечни заданий.

Следует отметить, что проводимая в стране бюджетная политика направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление социальной направленности бюджета, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, а также на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития. 
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2018 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА