Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

30.10.2013  В ходе совместного заседания коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры рассмотрена эффективность реализации Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур
На состоявшемся 30 октября 2013 г. совместном заседании коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь рассмотрены результаты проверки выполнения Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008-2013 гг., эффективности работы семеноводческих организаций, соблюдения законодательства при ввозе и реализации семян, а также при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета в 2011-2013 годах.
С начала реализации Программы на ее выполнение направлено 400 млрд. рублей из республиканского бюджета. Однако, как выявлено, по итогам завершающего Программу 2013 года ряд поставленных задач так и не будет решен.
При правильном ведении семеноводческого процесса по большинству видов зерновых, технических и кормовых культур республика могла бы в полном объеме обеспечивать не только семеноводческие, но и производственные посевы качественными семенами высоких репродукций. Однако должные меры по дальнейшему размножению и получению высокопродуктивных элитных и репродукционных сортовых семян не принимается.
Отдельными элитопроизводителями не выполнены задания по производству и реализации семян зерновых культур и картофеля. Во многом это связано с несоблюдением требований технологических регламентов по выращиванию сельхозкультур. Например, в КСУП «Экспериментальная база «Спартак» Шкловского района в 2012 году при проведении приемки посевов было исключено из элитных 233 га (25%), в КСУП «Экспериментальная база «Дашковка» Могилевского района соответственно – 382 га (23%).
Из-за отсутствия надлежащей координации и контроля со стороны Минсельхозпрода, местных исполнительных и распорядительных органов одни хозяйства используют на посев семена низких репродукций либо некондиционные, а другие – остатки невостребованных элитных семян реализуют на цели, далекие от семеноводства, и даже скармливают скоту. Так, в КСУП «Экспериментальная база «Уваровичи» Буда-Кошелевского района в 2012 году на корм животным использовано 15,7 тонны остатков семян элиты и суперэлиты озимой ржи, 17,6 тонны озимой пшеницы, 43,7 тонны ярового ячменя общей стоимостью 322,6 млн. руб. В феврале 2013 г. на корм скоту хозяйством использовано 6,5 т семян люпина питомника второго года размножения (Р-2) стоимостью 35,4 млн. руб., на удешевление которых использованы бюджетные средства.
В отделении «Белая» РСУП «Экспериментальная база «Криничная» Мозырского района все элитные семена урожая 2012 года использовались только для выполнения государственного заказа (смешивались с обычными семенами) и кормления скота. Так, из 1611 тонны зерна озимого тритикале 1365 тонны реализовано ГП «Мозырский комбинат «Этанол», Калинковичскому и Пинскому комбинатам хлебопродуктов, еще 216 тонн использованы на корм скоту.
Не используется возможность обеспечения хозяйств отечественными семенами сельхозкультур, в результате чего часть семенного материала завозится по импорту не только для нужд сортообновления, но и просто для восполнения его недостатка. По данным Государственного таможенного комитета, за 2012 год и первое полугодие 2013 года в страну ввезено импортных семян зерновых и зернобобовых культур, картофеля, льна, сахарной свеклы, кукурузы, многолетних трав на сумму 140 млн. долл. США.
Комитетом госконтроля совместно с Генеральной прокуратурой в ходе проверок законности предоставления государственной поддержки на финансирование мероприятий Программы выявлены грубые нарушения, выразившиеся в необоснованном оказании сельхозпредприятиям господдержки на развитие отечественного семеноводства и, как следствие, факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных ресурсов.
Всего в 2011 – 2013 годах для выполнения мероприятий Программы приняты решения о выделении из республиканского бюджета ссуд в размере 151 млрд. рублей. Однако должностными лицами получивших господдержку предприятий, облисполкомов и Минсельхозпрода был проигнорирован порядок ее предоставления. Ни в одном случае не определялась экономическая и финансовая целесообразность поддержки, степень ее влияния на развитие семеноводства.
Вопреки порядку предоставления бюджетных ссуд должностные лица Минсельхозпрода нередко без необходимых документов лично давали указания о внесении субъектов хозяйствования в перечень получателей господдержки с определением размера финансирования. Кроме того, вопреки законодательству бюджетные ссуды предоставлялись сельхозорганизациям при наличии у них невыполненных обязательств по ранее полученным бюджетным ссудам и займам, задолженности по платежам в бюджет и Фонд соцзащиты населения.
Неисполнение должностными лицами Минсельхозпрода и облисполкомов обязанностей по анализу целесообразности оказания господдержки, отсутствие с их стороны, а также со стороны финансовых органов контроля за использованием средств привели к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных ресурсов.
В частности, в декабре 2011 г. ООО «Семена трав» (Минский район) израсходовало полученную ссуду в размере 2,4 млрд. рублей на покупку импортного технологического оборудования по очистке семян, не имея при этом условий и документации для его монтажа и эксплуатации. Здание, где поместили оборудование, находится в неудовлетворительном состоянии, поэтому органы пожарного и санитарного надзора запретили его эксплуатацию. Из-за бесхозяйственности руководства ООО «Семена трав» и попустительства должностных лиц Минсельхозпрода и Минского облсельхозпрода купленное за счет бюджета дорогостоящее импортное оборудование более полутора лет не используется.
Всего проверками установлено, что принятие решений о выделении в 2011-2013 гг. бюджетных средств на сумму 151 млрд. руб. осуществлено с нарушением законодательства. По требованию прокуратуры и госконтроля часть средств уже возмещена в бюджет субъектами хозяйствования.
Бесконтрольность со стороны исполнительных комитетов за работой сельхозорганизаций способствовала совершению коррупционных преступлений. Например, выявлено, что в 2012 г. директор ООО «Семена трав», злоупотребив своими полномочиями, обеспечил незаконное введение в состав участников общества 7 физических лиц, которые, внеся в уставный фонд по 8-9 млн. руб., стали его владельцами (суммарный размер их долей в уставном фонде составил 76%).
Несмотря на то, что решение вопроса об изменении устава хозяйственного общества относится к исключительной компетенции общего собрания, такое собрание не созывалось. Фиктивный протокол по личной просьбе директора подписали директора предприятий - учредителей общества (ОАО «Агро-Дубинское», ОАО «Пугачи» и ОАО «Новополесский») без обязательного согласования с представителями государства в указанных акционерных обществах – Солигорским и Воложинским райисполкомами.
После регистрации Минским райисполкомом 14.06.2012 новой редакции устава общества из собственности ОАО «Агро-Дубинское», ОАО «Пугачи» и ОАО «Новополесский» выбыли активы в виде долей в уставном фонде общества на сумму 10,92 млрд. рублей. В ходе проверки незаконно принятые участники общества выведены из его состава. В отношении директора ООО «Семена трав» Генпрокуратурой возбуждено и расследуется уголовное дело.
Рассмотрев материалы проверки, коллегия признала неудовлетворительной работу Минсельхозпрода и облисполкомов по выполнению мероприятий Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008 – 2013 годах; использованию потенциальной возможности обеспечения сельхозорганизаций отечественными семенами; исключению использования на посев некондиционных семян.
Принято решение о направлении совместной информации о выявленных нарушениях в Правительство, которому предложено принять действенные меры, направленные на реализацию Программы, а также обеспечить надлежащий контроль при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие и модернизацию сельского хозяйства, в том числе отрасли семеноводства.
Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома (вплоть до освобождения от должности), заместителя председателя Витебского облисполкома, председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома, а также иных лиц, виновных в установленных нарушениях.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»