Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

07.03.2013  В ходе совместного заседания коллегий Комитета государственного контроля Могилевской области и прокуратуры Могилевской области рассмотрены результаты контроля и надзора в 2012 году за соблюдением законодательства о земле и обеспечением ее бережного использования
В г.Могилеве состоялось совместное заседание коллегий Комитета государственного контроля Могилевской области и прокуратуры Могилевской области, в ходе которого были рассмотрены результаты контроля и надзора в 2012 году за соблюдением законодательства о земле и обеспечением бережного ее использования. В мероприятии приняли участие Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон и генеральный прокурор Александр Конюк.
В ходе заседания было отмечено, что в республике создана законодательная база, регулирующая сферу земельных отношений. На областном уровне и в каждом районе функционируют землеустроительные службы, через которые органами власти реализуются основные направления государственной политики в сфере земельных отношений.
Вместе с тем в Могилевской области не обеспечена надлежащая организация деятельности этих служб.
Земслужбами допускалось ненадлежащее выполнение возложенных на них в соответствии с законодательством задач и функций. Должным образом не осуществлялись всестороннее изучение правовых актов, регулирующих земельные отношения, контроль за проведением и качеством землеустроительных и земельно-кадастровых работ, а также непрерывный контроль за соблюдением землепользователями законодательства о земле, бережным ее использованием.
Не всегда земслужбой облисполкома обеспечивалась законность при подготовке проектов решений облисполкома. Отдельные из них подготовлены без согласованных актов выбора места размещения земельных участков, с нарушением установленных законодательством сроков, а также без проведения аукционов и указания всех предусмотренных сведений.
Земслужбой облисполкома не осуществлялись контроль за перечислением в бюджеты районов платы за право заключения договоров аренды земельных участков, в Комитет госконтроля или прокуратуру не направлялись сообщения о выявленных в райисполкомах нарушениях порядка изъятия и предоставления земельных участков, в результате чего виновные ушли от административной ответственности.
Не организована эффективная работа по подбору земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В результате в отдельных регионах (в городе Могилеве и Могилевском районе) длительное время не решается проблема сокращения и ликвидации очередности на участки для строительства и обслуживания одноквартирных и блокированных домов.
Местными органами власти допускаются системные и повторяющиеся из года в год нарушения законодательства при формировании перечней свободных (незанятых) земельных участков и распространении информации о них, принятии решений о предоставлении участков, заключении договоров аренды, продаже участков в частную собственность, а также права их аренды, переводе земель из одних категорий и видов в другие, а также организации и проведении аукционов. Наибольшее число таких нарушений выявлено в 2012 году в Дрибинском, Краснопольском, Кировском, Могилевском, Мстиславском, Чаусском районах. Не на должном уровне местными органами власти осуществлялся государственный контроль за использованием и охраной земель. Как следствие, продолжали иметь место неединичные случаи самовольного занятия земельных участков, их использования не по целевому назначению.
Могилевским облисполкомом и горисполкомом на протяжении длительного времени не приняты действенные меры по узакониванию отдельных земельных участков или сносу расположенных на них не завершенных строительством объектов в центральной части г. Могилева.
Местными органами власти не налажен должный контроль за целевым использованием и условиями отвода земельных участков под проданными новым собственникам объектами недвижимости, ранее находившимся в собственности административно-территориальных единиц. После перехода в частную собственность такие объекты нередко продолжают простаивать, а предоставленные для их обслуживания земельные участки – содержаться в неудовлетворительном состоянии и зарастать сорной растительностью.
Местными органами власти и органами госуправления не обеспечивается оптимизация территорий промышленных предприятий при наличии у них неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости.
К примеру, на территории ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» уже много лет неэффективно используется более 13,5 тысяч квадратных метров различных помещений. Кроме этого около 7 лет в запустении находится принадлежащий предприятию пионерский лагерь им. П.Морозова. Почти 3 гектара земли в живописном месте, которые могли бы приносить дополнительные доходы заводу, пока выливаются в сплошные убытки. Только за последние 7 лет на содержание этой огромной территории предприятие затратило около 600 млн. рублей.
Еще до начала заседания коллегий Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон и генеральный прокурор Александр Конюк лично изучили состояние дел на неиспользуемых объектах ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» и подвергли критике руководство предприятия за непринятие мер по вовлечению «бесхозных» площадей в хозяйственный оборот.
В Могилевской области не обеспечивается рачительное и бережное отношение к мелиорированным (осушенным) торфяным землям. Практически во всех районах (за исключением Бобруйского, Быховского, Хотимского и Шкловского) 4% их территории зарастает древесно-кустарниковой растительностью, 2% - повторно заболачивается.
В 2012 году в Могилевской области не был налажен эффективный контроль и за соблюдением субъектами предпринимательства законодательства при использовании внутрихозяйственных карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Не приняты и исчерпывающие меры по благоустройству и поддержанию надлежащего санитарного состояния территорий административно-территориальных единиц. В прошедшем году в ходе контроля за наведением порядка на земле контролирующими органами выявлено свыше 3 тысяч нарушений правил содержания территорий населенных пунктов и организаций, природоохранных норм и иных требований нормативных документов. Из них наиболее часто допускались: неудовлетворительное санитарное состояние городских территорий, функционирование несанкционированных свалок, ненадлежащее состояние контейнерных площадок и контейнеров для сбора отходов, загромождение строительными и иными материалами земельных участков организаций и строительных площадок.
По результатам проверок Комитетом госконтроля к административной ответственности привлечено 80 юридических и 116 физических лиц на общую сумму 311 млн. рублей. Доначислена и предъявлена к уплате плата за право заключения договора аренды земельных участков в общей сумме 30,4 млн. рублей (возмещено 13,6 млн. рублей).
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»