Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

05.03.2015  В ходе совместного заседания коллегий Комитета госконтроля и прокуратуры Витебской области озвучены серьезные недостатки при приватизации жилья гражданами, выявленные в работе ряда госорганов и организаций региона
Комитетом госконтроля Витебской области и областной прокуратурой на совместном заседании коллегий рассмотрены результаты надзора и контроля за соблюдением законодательства при приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда.
Отмечено, что рядом госорганов и организаций не приняты должные меры по устранению негативных тенденций в данном вопросе. В большинстве районов функции по приему заявлений, проведению расчетов и выдаче решений возложены на организации ЖКХ. Со стороны местных органов власти должный контроль за выполнением возложенных функций отсутствует. В итоге, по-прежнему допускаются массовые превышения установленного месячного срока принятия решений. Например, Полоцким райисполкомом в сентябре нарушены сроки (до 13 месяцев) почти по 2,5 тысячам заявлений, поданных в КУП ЖКХ г.Полоцка. Массовые нарушения сроков (до 9 месяцев) выявлены также в Оршанском, Лиозненском, Полоцком, Глубокском, Городокском районах, г.Новополоцке, других районах.
Работа созданных при райисполкомах оценочных комиссий, определяющих стоимость приватизации, часто проводится формально. Фактически расчет производится одним, не всегда компетентным специалистом организации ЖКХ.
Повсеместно выявлены нарушения при оценке подлежащих приватизации жилых помещений, повлекшие неверное определение стоимости объектов недвижимости и нарушение прав граждан. Имели место случаи неправильного применения общего индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ с учетом стоимости материальных ресурсов по Витебской области, принимаемого к уровню цен 1991 года (без применения ресурсно-сметных норм), что повлекло неверную оценку приватизируемых объектов недвижимости (Толочинский, Чашникский, Дубровенский, Бешенковичский, Сенненский и другие районы). Неверно применялись коэффициенты потребительских качеств жилых помещений, неправильно определялась площадь подлежащих приватизации объектов недвижимости (г.Витебск, Бешенковичский, Лепельский, Полоцкий, Сенненский, Толочинский, Чашникский, Шарковщинский и другие районы).
Комитетом госконтроля только при рассмотрении письменных  обращений установлено завышение стоимости подлежащих приватизации квартир в г.Витебске на общую сумму 2,3 млрд. рублей.
По-прежнему не организован надлежащий учет и контроль за поступлением в бюджет средств от приватизации. Например, Полоцким райисполкомом на начало проверки (в августе 2014 г.) не был обеспечен должный учет средств уполномоченными организациями ЖКХ. Только в сентябре в ходе проверки налажен компьютерный учет и получена информация по 70 гражданам о просроченной задолженности в размере свыше 100 млн. рублей. На момент проверки (в феврале т.г.) отсутствовал полный учет должников в г.Новополоцке.
Новополоцкий горисполком не реагировал надлежащим образом на факты длительной (3-5 лет) неуплаты платежей. Более того, исполком не реализовал и предоставленное законодательством право на установление в заключаемых договорах пени, которую граждане обязаны уплатить при просрочке платежей.
Из-за формального отношения отдельных должностных лиц к исполнению служебных обязанностей в 2014 году вдвое возросло число обращений граждан о нарушениях законодательства при приватизации жилых помещений, многие из жалоб были обоснованными. Кроме того, более чем в 6 раз возросло количество административных жалоб на решения исполкомов о приватизации жилья, что также свидетельствует об организационных недостатках.
Как подчеркивалось на совместном заседании КГК и прокуратуры Витебской области, на возникновение нарушений в приватизации, причиняющих ущерб государству и нарушающих права граждан, повлияло отсутствие необходимого контроля со стороны должностных лиц горрайисполкомов.
По результатам заседания коллегий поручено Витебскому облисполкому, управлению жилищно-коммунального хозяйства облисполкома, председателям горрайисполкомов: принять строгие меры ответственности, вплоть до освобождения от должности, к виновным должностным лицам; исчерпывающие меры по обеспечению достоверной оценки жилого фонда, подлежащего приватизации, обеспечить перепроверку расчетов членами оценочной комиссии, провести тщательный анализ и организовать надлежащий учет и контроль за своевременным поступлением в бюджет денежных средств от приватизации жилых помещений. Комитет госконтроля и прокуратура будут держать исполнение данных поручений под жестким контролем.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА