Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

01.04.2011  Состоялось совместное заседание коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры

31 марта 2011 г. состоялось совместное заседание коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры, на котором обсуждены результаты работы контролирующих (надзорных) органов в 2010–2011 годах и меры по повышению эффективности их деятельности в свете Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4. Мероприятие прошло под председательством руководителей двух ведомств Александра Якобсона и Григория Василевича.

В ходе заседания было отмечено, что с 2010 года контролирующие и надзорные органы работают в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Имеются положительные результаты по упорядочению контрольной и надзорной деятельности. Так, количество проводимых в республике проверок значительно сократилось. В сравнении с 2007 и 2008 гг. число субъектов, включенных в координационные планы проверок на 2010 год, уменьшилось на 4,6 тыс. и 2 тыс. соответственно. Динамика сокращения количества проверок наблюдается и в текущем году: число субъектов, запланированных для проверки на первое полугодие 2011 г., уменьшилось по сравнению с координационными планами на первое полугодие 2010 г. на 15,4%.

Обеспечена координация деятельности при проведении проверок. Совместные проверки (с участием двух и более контролирующих и надзорных органов) составляют треть от общего количества проведенных. Значительно сократилась «проверочная нагрузка» на крупные производственные предприятия.

В то же время выявлен ряд проблем. Остается высоким число проверок, проведенных отдельными надзорными органами. Так, в 2010 году органами Министерства энергетики проведено 56,4 тыс. проверок (24,6% от общего количества проведенных в республике), Министерства здравоохранения — 37 тыс. (16,2%), Министерства по чрезвычайным ситуациям — 24,6 тыс. (10,5%). Проверки этих органов составили 51,3% от общего количества. Также значительное число проверок проведено в 2010 году налоговыми органами (19,4%). При этом для сравнения, удельный вес проверок Комитета государственного контроля составил только ­­2,9% от общего числа (1,3% от числа плановых проверок).

Выявлено, что отдельные органы и организации не имеют полномочий на проведение проверок, вместе с тем некоторыми из них проверки проводились. Проверялись субъекты, с момента создания которых прошло менее 2 лет. Не соблюдались требования законодательства при оформлении материалов проверок. Выявлены и другие нарушения и недостатки.

За нарушения при назначении и проведении проверок по материалам органов Комитета госконтроля в 2010 году к дисциплинарной ответственности привлечено 205 должностных лиц, административной — 4 человека. При этом более 90% привлеченных к ответственности должностных лиц — представители надзорных органов.

В 2010 году прокурорами проведено 1 328 проверок выполнения государственными органами контрольных и надзорных функций, по результатам которых внесено 1 516 актов прокурорского надзора. К дисциплинарной ответственности привлечено 792 должностных лица, к административной — 59, отменено 376 незаконных актов. По материалам органов Комитета государственного контроля за 2010 год и 2 месяца т.г. 9 проверок признаны незаконными.

Руководитель Комитета госконтроля А.Якобсон особо подчеркнул, необходимость проведения работы по профилактике безопасности производства, жизни и здоровья людей. «Главная задача надзорных органов — упредить возникновение опасной ситуации на предприятии, предотвратить возможную угрозу жизни и здоровью людей», — отметил глава КГК. «При этом, нужно менять формы работы. Контрольная и надзорная деятельность должна носить преимущественно профилактический характер», — добавил А.Якобсон.

Сегодня Комитет госконтроля активно работает на упреждение возможных правонарушений. Работники ведомства участвуют в обучающих семинарах, организованных для руководителей организаций и предприятий, проводятся «круглые столы» с представителями бизнес–сообщества. Комитетом госконтроля осуществляется тесное взаимодействие с другими контролирующими и надзорными органами. С начала т.г. Председатель КГК провел в каждой области республики рабочие встречи с участием руководителей правоохранительных, судебных, контролирующих, надзорных органов. Вопросы взаимодействия также обсуждены во время встречи руководителей Комитета госконтроля и Министерства по налогам и сборам.

На проведение профилактической работы А.Якобсон ориентировал работников других контролирующих и надзорных органов. Кроме того, по мнению Председателя Комитета госконтроля требует решения проблема доступа руководителей предприятий и организаций к текстам технических нормативно–правовых актов, которые должны в полном объеме размещаться на интернет–сайтах надзорных органов. Глава КГК отметил, что требования надзорных органов должны быть доступны и понятны субъектам хозяйствования. Кроме того, о типичных нарушениях следует информировать предпринимателей, чтобы они могли избежать их повторения.

По итогам заседания А.Якобсон отметил, что практика проведения проверок неуполномоченными органами и необоснованного назначения проверок должна быть полностью исключена. Значительно больше внимание следует уделять конструктивному взаимодействию надзорных органов и поднадзорных субъектов. Часть проверок следует переводить в форму профилактических обследований. «Основным критерием оценки работы контролирующих и надзорных органов должны стать порядок и эффективная работа отраслей экономики», — подчеркнул А.Якобсон.

Коллегией принят ряд решений, направленных на повышение эффективности деятельности контролирующих и надзорных органов с учетом Директивы №4. В частности, Комитетом госконтроля будет ужесточен контроль за соблюдением государственными органами и иными организациями требований Указа № 510 и Директивы № 4. Перед прокурорами поставлена задача при осуществлении надзора за исполнением законодательства обращать особое внимание на выполнение контролирующими (надзорными) органами возложенных на них функций, соблюдение ими требований Директивы № 4 и законодательства о контрольной (надзорной) деятельности.

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»