Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

12.12.2013  Проблемные вопросы жилищного строительства в Минске и Минской области обсуждены в ходе коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь
По поручению рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли облисполкомами и Мингорисполкомом в июле 2013 г. составлен График ввода в эксплуатацию жилых домов, строительство которых осуществляется с превышением нормативного срока. Аналогичный график утвержден в Минской области, однако, как было установлено проверкой Комитета госконтроля, до этого момента Миноблисполком даже не располагал полной информацией о количестве долгостроев в области. Так, проверяя сведения о жилых домах, представляемых в органы статистики, Комитет госконтроля установил, что в первом полугодии т.г. в области 17 организаций (из 11 регионов) занизили на 50 единиц количество объектов, строящихся с превышением норм.
Минским облисполкомом, местными органами власти и управления, а также подчиненными им управлениями капитального строительства не принимались достаточные меры по сокращению объемов сверхнормативного строительства жилья.
Так, на 29.07.2013 в График было включено 106 многоквартирных домов, строящихся на Минщине с превышением норм. По включенным в График домам были закреплены ответственные должностные лица, а также определены сроки ввода в эксплуатацию, однако за июль – октябрь 2013 года ни в одном из месяцев выполнение Графика в полном объеме не обеспечено. В августе-октябре 2013 года в Минской области по разным причинам не было сдано в эксплуатацию 20 домов, подлежавших вводу в указанном периоде в соответствии с Графиком. Часть из них была введена в эксплуатацию позже.
Впрочем, включение Миноблисполкомом ряда домов в График не позволило сдвинуть их строительство с «мертвой точки». Например, строительство проблемного жилого дома ЖСПК «Прилуки-1» Минского района было начато в декабре 2010 года с нормативным сроком строительства 12 месяцев. Согласно Графику, ввод дома планировался в декабре 2013 года, однако строительная готовность объекта (20%) по состоянию на ноябрь текущего года фактически не изменилась с июля 2013 года.
Негативно влияет на выполнение Графиков несостоятельность подрядных организаций. Так, строительство жилого дома ПЖСК «Рубеж-2007» (Минский район) начато в декабре 2010 г., нормативный срок строительства давно истек, но объект не введен. Основная проблема – финансовая несостоятельность генподрядчика и нехватка квалифицированных строителей.
Еще одна причина срыва сроков строительства – несвоевременное возведение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. По этой причине ряд практически завершенных жилых домов в ноябре 2013 года не вводились в эксплуатацию. К примеру, монтаж панелей жилого дома ПЖСК «Спасатель-2008» (Минский район) завершен еще в сентябре 2012 г., однако инженерные сети (электричество, вода и канализация) к указанному жилому дому до настоящего времени не подведены (находятся в стадии проектирования).
Несмотря на принимаемые меры, немало проблем существует и в г. Минске. В целом установленные задания по строительству жилья в столице выполняются, в то же время в 2012-2013 гг. в Минске не удалось избежать значительных объемов сверхнормативного жилья.
Анализ соблюдения сроков ввода жилых домов согласно Графику показал, что руководителями организаций-заказчиков и заместителями глав администраций ряда районов г.Минска их своевременное выполнение не обеспечено. К ноябрю т.г. не были завершены строительством 10 многоквартирных жилых домов, подлежавших вводу в августе – октябре 2013 г.
Анализ причин образования сверхнормативного жилья в г.Минске, показывает, что основной проблемой столичного строительного комплекса является недостаточный уровень организационных работ заказчиков и ослабленный контроль за их работой со стороны местных органов управления.
Наибольшее количество сверхнормативного жилья в текущем году находилось во Фрунзенском районе г.Минска – 18 объектов, Центральном районе г.Минска – 15 объектов, Первомайском районе г.Минска – 13 объектов. Во Фрунзенском и Первомайском районах также расположены наиболее проблемные в г.Минске жилые дома, строительство которых коммерческими застройщиками фактически не ведется значительное время.
Существенную часть объемов образовавшегося в 2012-2013 гг. сверхнормативного жилья должны внести в свой пассив УКСы всех районов г.Минска, в деятельности которых проверками Комитета госконтроля неоднократно отмечался низкий уровень организации работ, безответственность и высокая текучесть кадров.
Так, в 2012 году на долю данной категории заказчиков приходилось 16 из 52 проблемных домов (30,7%). В текущем году на их долю приходится 26 из 77 долгостроев, или 33,8% от общего количества объектов жилья, возводимых с превышением нормативных сроков.
Одной из причин возникновения по объектам районных УКС долгостроев явилась непродуманная политика Мингорисполкома при доведении заданий по вводу жилья. Этим малоопытным заказчикам, образованным в 2006 году при администрациях районов г.Минска, было доверено возведение жилых домов не типовых серий. Из-за  загруженности мощностей предприятий индустриального домостроения УКСы были вынуждены браться за возведение многоквартирных жилых домов в каркасно-монолитном исполнении. В результате строительство этих более  сложных домов закончилось срывом нормативных и договорных сроков.
Также на срыв сроков завершения строительства жилых домов оказало влияние ненадлежащее финансирование.
Весьма неблагоприятная ситуация со строительством жилья сложилась в Центральном районе г.Минска. Так, УКС данного района к возведению 6 домов привлек изначально несостоятельные подрядные организации. В результате были не только сорваны сроки строительства, но и не возвращены авансовые средства граждан на общую сумму 3,4 млрд. руб.
Таким образом, хронические долгострои на территории г.Минска стали следствием как неэффективности принимаемых Минским горисполкомом мер и управленческих решений, так и неспособности руководителей администраций районов г.Минска (персонально ответственных за ввод жилья) управлять ситуацией и подчиненными коммунальными строительными организациями.
По информации Мингорисполкома за нарушения и упущения в работе к административной и дисциплинарной ответственности в текущем году привлечено 15 должностных лиц администраций и УКСов Ленинского, Московского, Октябрьского, Первомайского, Советского, Фрунзенского, Центрального районов г.Минска. Кроме того, к административной ответственности за неисполнение обязательств перед дольщиками привлечено 11 руководителей иных организаций-застройщиков.
Рассмотрев материалы контрольно-аналитических мероприятий, коллегия Комитета госконтроля признала работу Минского областного и Минского городского исполнительного комитетов, а также подведомственных им организаций по вопросам строительства жилья и обеспечения соблюдения застройщиками установленных нормативных сроков возведения жилых домов, исключения долгостроев на территории соответствующих регионов неудовлетворительной.
Обоим исполнительным комитетам предложено устранить все недостатки и просчеты, вскрытые Комитетом госконтроля в работе органов местного управления Минской области и г.Минска.
Кроме того, Миноблисполкому предложено привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц 11-ти райисполкомов Минской области, виновных в срыве сроков вода в эксплуатацию проблемных домов.
За необеспечение в соответствии с утвержденными графиками ввода в эксплуатацию долгостроев Минскому горисполкому предложено привлечь к дисциплинарной ответственности глав администраций Первомайского, Центрального и Фрунзенского районов, а также рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям их заместителей.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»