Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

13.02.2014 

В 2013 году специалистами финансовой разведки выявлено более 800 подставных компаний, на их счетах «заблокировано» 35,5 млрд. рублей. О результатах работы Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля рассказал руководитель финансовой разведки Беларуси Александр Максименко

Об итогах работы финансовой разведки Беларуси в 2013 году, выявлении схем отмывания денег, сотрудничестве с подразделениями финансовой разведки (ПФР) зарубежных государств директор Департамента финансового мониторинга (ДФМ) Комитета государственного контроля Александр МАКСИМЕНКО рассказал интернет-сайту Комитета госконтроля: 

- Александр Владимирович, какие задачи стояли перед финансовой разведкой в 2013 году? Насколько успешно они решались?
- В 2013 году потенциал Департамента финансового мониторинга был сконцентрирован на выполнении главной задачи – предотвращении легализации преступного дохода и финансирования терроризма, а в рамках этой работы – на выявлении предикатных преступлений, в ходе которых получен преступный  доход. 
В аналитической практике окончательно закреплен риск-ориентированный подход, успешно апробированный ранее и позволяющий выбрать верные цели в работе: оперативно выявлять лжеструктуры, устанавливать схемы легализации преступных доходов и теневых товаров, а также уклонения от уплаты налогов.
- Как это отразилось на количественных показателях работы?
- В 2013 году повысился экономический эффект от наших инициативных материалов. Достаточно сказать, что на один подготовленный специалистами финансовой разведки аналитический материал приходится около миллиарда рублей примененных санкций и доначисленных налогов.
Немного поясню, что скрывается за словами «аналитический материал». Это огромная работа, которую специалисты финансовой разведки проводят с многочисленными базами данных, вычленяя из общего массива информации сведения о подозрительных финансовых операциях, сопоставляя информацию, и, в конце концов, делая выводы. Подробный анализ по конкретному субъекту или в какой-либо отрасли мы направляем в контролирующие или правоохранительные органы.
Во многом наши материалы становятся основой для пресечения деятельности преступных групп и возвращения в бюджет миллиардных сумм. В прошлом году с использованием материалов Департамента финансового мониторинга применено административных штрафов и доначислено налогов на сумму 302 млрд. рублей (в 1,2 раза больше, чем в 2012 году), в бюджет взыскано 121,5 млрд. рублей (в 1,3 раза больше), выявлено 420 преступлений.
- Пресечение деятельности лжеструктур, арест денег на их счетах – тоже входит в компетенцию финансовой разведки?
- Да, этот вектор работы – один из важных в деятельности ДФМ. В 2013 году нами было выявлено 817 подставных компаний. На расчетных счетах этих лжеструктур «заблокировано» 35,5 млрд. рублей и 14,7 тыс. долларов. Не так давно в связи с попыткой легализации преступных доходов на территории республики заморожены счета 3 физических лиц с блокированием около 3 млн. долларов США.
- Какие отрасли в сфере особого контроля финансовой разведки?
- Департамент по-прежнему сохраняет многовекторность в работе и ориентируется на высокорисковые с точки зрения «теневой» экономики сферы деятельности: строительство, импорт и оборот на территории республики различных товаров (автозапчасти, бытовая техника, медицинские изделия и др.), реализация мясо-молочной продукции.
Могу привести один из наиболее ярких примеров прошлого года. Мы провели анализ финансовых операций молокоперерабатывающих предприятий и их контрагентов и выявили, что продукция 19 молочных заводов вывозилась за пределы республики под прикрытием сделок с лжеструктурами. В дальнейшем она реализовывалась за наличные денежные средства без проведения по бухучету. Эти материалы были предоставлены специалистам Комитета госконтроля и финансовой милиции. Результатом проверок стало возбуждение 14 уголовных дел, в бюджет государства было взыскано 4,6 млрд. рублей.
- Какие еще примеры успешного взаимодействия с правоохранительными органами можете привести?
- В прошлом году ДФМ были успешно пресечены факты необоснованного вывода средств на счета в иностранные банки. Общая сумма вовремя «замороженных» нами денег составила более 20 млрд. рублей.
- В последние годы финансовая разведка Беларуси все больше интегрируется в мировые структуры. Подтверждением этому стало проведение в Минске пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
- Мы, действительно, активно сотрудничаем с финансовыми разведками других государств. В 2013 году информационный обмен осуществлялся с подразделениями финансовой разведки 63 стран мира. Наиболее активно – с Россией, Латвией, Украиной, Литвой, Великобританией, США, Кипром, Германией.
- Назовите наиболее яркие примеры взаимодействия с правоохранительными органами Беларуси?
- В прошлом году мы отработали обращение управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД по подозрению группы лиц в причастности к вовлечению в занятие проституцией и торговле людьми. Исходя из имеющихся у нас сведений, были выявлены новые участники этой преступной группы.
По этому же вопросу мы одновременно взаимодействовали с подразделениями финансовой разведки семи иностранных государств. В рамках информационного обмена установлены незаконные операции с использованием банковских карт на территории Украины и России.
Также Департамент финансового мониторинга совместно с правоохранительными органами активно участвовал в реализации проводимых государствами¬–членами ОДКБ операций «Нелегал», «Канал-Кавказ» и «Прокси». К слову, полезность информации подразделения финансовой разведки Беларуси в рамках операции «Канал», которая помогла выявить сеть наркоторговли в России, особо была отмечена российской стороной.
- Еще одно направление, касающееся уже внутренней деятельности, - выявление фактов несвоевременной выплаты заработной платы отечественными предприятиями.
- Эта работа ведется по поручению Председателя Комитета госконтроля. Нами был проведен анализ практически всех организаций республики. Выявлены субъекты, несвоевременно выплачивавшие или задерживавшие выплату заработной платы. За допущенные нарушения, ненадлежащий контроль за соблюдением законодательства в части своевременной выплаты заработной платы виновные должностные лица организаций и органов управления привлечены к ответственности.
- Что в системе финансовой разведки может измениться в нынешнем году?
- В начале нынешнего года в структуре ДФМ создан отдел по работе с правоохранительными органами. Понятно, что наша работа ведется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами и подразделениями финансовой разведки зарубежных стран. Без должного сотрудничества с ними эффективность работы финансовой разведки значительно сокращается. А создание нового отдела позволит больше работать над подготовкой инициативных материалов, а также уделять больше внимания аналитической и прогнозной деятельности.

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»