Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

03.04.2015  Комитет государственного контроля Витебской области и прокуратура Витебской области в ходе совместного заседания коллегий рассмотрели результаты проверки своевременного ввода в эксплуатацию и обеспечения загруженности приобретенного оборудования
Результаты проверки своевременного ввода в эксплуатацию и обеспечения загруженности приобретенного оборудования рассмотрены в ходе совместного заседания коллегий Комитета государственного контроля Витебской области и прокуратуры Витебской области.
Своевременная модернизация предприятий и организаций является определяющим фактором успешного развития экономики страны, интегрирования промышленного комплекса республики в мировую высокотехнологичную систему хозяйствования.
Правительством Республики Беларусь приняты республиканские и отраслевые программы, под мероприятия которых предоставлялись значительные финансовые ресурсы. Целью программ являлось достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления,  снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства, рост экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем контрольные и надзорные мероприятия, проведенные в рамках контроля за выполнением поручения Главы государства по вовлечению в оборот неиспользуемого оборудования показали, что отдельными предприятиями Витебской области выполнение инвестиционных проектов и планов модернизации ведется низкими темпами, оборудование, приобретенное для их реализации, длительное время простаивает. В ряде случаев допускается поверхностная проработка основных разделов бизнес-планов, что влечет неэффективное использование инновационного фонда, льготных кредитов, собственных средств. По этим причинам экономический эффект от реализации ряда проектов отсутствует, вложенные инвестиции не окупаются, показатели эффективности проектов отдельными предприятиями не выполняются.
Допущены факты затягивания сроков окончания модернизации, длительного не введения в эксплуатацию приобретенного оборудования, не эффективного его использования предприятиями ОАО «Строительно-монтажный трест № 16, г.Новополоцк», ОАО «Доломит», ОАО «Витязь», ОАО «Завод приборов автоматического контроля», ДКПУП «Специализированное ремонтно-строительное управление г.Витебска», ОАО «БелВитунифарм» и др.
К примеру, ОАО «Витязь» в условиях дефицита средств без проработки бизнес-плана по его окупаемости приобретено за счет кредитных ресурсов и не используется уже на протяжении четырех лет оборудование, предназначенное для производства тротуарной плитки, бордюров, блоков бетонных и блоков полистирол-бетона, стоимостью более 1 млн. долл. США. При этом не была разработана проектно-сметная документация и не определена общая стоимость инвестиционного проекта. В разработанном бизнес-плане не учтены затраты на строительно-монтажные работы в новом цеху, не рассчитаны основные показатели оценки эффективности инвестиций, не оценены возможные риски. Некорректно определен срок окупаемости проекта. В результате приобретенное оборудование оказалось невостребованным.
На ОАО «Завод приборов автоматического контроля» не завершена в установленный срок модернизация котельной. При этом оборудование приобретено еще полтора года назад за счет инвестиционного фонда Минпрома общей стоимостью 4,9 млрд. руб. Очередной срок завершения работ (ноябрь 2014 г.) превышен. В настоящее время строительно-монтажные работы выполнены только на 70%.
На ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» в течение 2,5 лет хранится оборудование, поставленное для реализации проекта «Модернизация линии гранулирования комбикормового цеха на ОАО «Полоцкий КХП», общей стоимостью 5,7 млрд. руб., приобретенное за счет собственных средств и кредитов банка. В апреле 2015 г. заканчивается отсрочка по выплате основного долга. Однако вложенные средства не дают отдачи. Срок реализации проекта по плану модернизации (2013 год) сорван.
До настоящего времени местными органами власти и руководителями ряда хозяйств Ушачского, Шарковщинского, Докшицкого, Глубокского районов не решены вопросы по фактам простоя оборудования для молочнотоварных ферм (доильные установки, холодильники и др.), закупленного за бюджетные средства либо на условиях лизинга. Установлены факты нецелевого использования строительных материалов, предназначенных для строительства и реконструкции МТФ, частичной утери их потребительских качеств, не обеспечения надлежащих условий хранения в ОАО «Золотая подкова» (Глубокский район), КУП «Докшицкий», ОАО «Ушачский райагросервис».
Всего в неустановленном оборудовании и неокупаемых проектах заморожены государственные средства на сумму порядка 100 млрд. руб.
По данным фактам в ходе заседания коллегий заслушан ряд руководителей предприятий Витебской области, представители Министерства промышленности и Министерства архитектуры и строительства, а также областных органов госуправления.
По результатам совместного заседания коллегий поручено Витебскому облисполкому, председателям горрайисполкомов: дать принципиальную оценку роли руководителей предприятий и организаций, допустивших нарушения законодательства, обеспечить устранение выявленных недостатков; обеспечить действенный контроль за порядком реализации средств, выделенных предприятиям области из инновационного фонда, эффективным использованием закупленного оборудования, неукоснительным соблюдением законодательства о сохранности собственности, в том числе Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Оперативно рассматривать факты бесхозяйственности, хищений и других потерь материальных и денежных ресурсов на заседаниях исполкомов.
Исполнение поручений взято на контроль Комитетом госконтроля и прокуратурой Витебской области.
Необходимо отметить, что проведенное заседание коллегий КГК и прокуратуры Витебской области стало уже вторым в нынешнем году. Ранее государственными контролерами и прокурорами региона были рассмотрены результаты проверки по вопросам приватизации государственного жилого фонда.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА