Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

22.10.2013  Комитет госконтроля выявил серьезные недостатки в деятельности эмитентов жилищных облигаций. Организациями выпускались облигации при отсутствии оформленных в установленном порядке документов на земельный участок, а также ничем не обеспеченные жилищные облигации, застройщики указывали в проспектах эмиссии недостоверные данные о своей финансово-хозяйственной деятельности
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.2009 № 367 «О некоторых вопросах жилищного строительства» привлечение денежных средств физических лиц при строительстве жилых домов возможно только на основании договоров создания объектов долевого строительства, заключенных с застройщиком, договоров, предусматривающих строительство жилых помещений в составе организаций застройщиков, а также на основании заключаемых между застройщиком - эмитентом жилищных облигаций и физическим лицом договоров (соглашений), предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в установленном законодательством порядке.
В последние годы широкое распространение получила практика финансирования строительства жилых помещений посредством жилищных облигаций, их используют свыше 70% коммерческих организаций-застройщиков.
Проведенные Комитетом госконтроля контрольно-аналитические мероприятия показали, что в деятельности эмитентов жилищных облигаций имеются серьезные недостатки.
Так, выявлены выпуски ничем не обеспеченных жилищных облигаций общей номинальной стоимостью более 180 млрд. рублей. При государственной регистрации ценных бумаг отдельными эмитентами были представлены договоры, заключенные с банками на выдачу банковских гарантий, которые на самом деле являлись всего лишь обязательством банка выдать банковские гарантии в пользу владельцев жилищных облигаций, при выполнении эмитентом целого ряда условий, в том числе и условия, касающиеся залога. По предложению КГК в законодательство были внесены изменения, сделавшие невозможной эмиссию жилищных облигаций без соответствующего обеспечения.
Среди наиболее распространенных нарушений следует назвать указание застройщиками в проспектах эмиссии недостоверных данных об их финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, ими завышаются показатели прибыли и занижаются обязательства перед кредиторами.
Значительное количество нарушений допускается застройщиками при заключении договоров. Это и несоответствие проектной документации указываемых в договорах характеристик строящихся жилых помещений, и обязанность граждан выкупать большее количество жилищных облигаций, чем эквивалентная площадь жилого помещения и др.
Установлены также факты привлечения денежных средств физлиц застройщиками, не произведшими эмиссию нужного количества жилищных облигаций, т.е. продавших несуществующие ценные бумаги.
Имеют место случаи выпуска организациями облигаций при отсутствии оформленных в установленном порядке документов на земельный участок. Так, застройщик в г.Минске выпустил облигации под строящийся жилой дом, не дождавшись отселения жильцов частного сектора, проживающих на участке. В результате застройщик не исполнил обязательства перед владельцами жилищных облигаций, срок погашения которых наступил в октябре 2012 г. (на эту дату было возведено только два этажа первой секции жилого дома). При этом судебная тяжба с предыдущими владельцами части земельного участка, предназначенного для строительства второй секции жилого дома, завершилась в пользу застройщика только в середине 2013 года.
За нарушения законодательства при выпуске и размещении жилищных облигаций в 2012-2013 гг. Комитетом госконтроля привлечено к административной ответственности девять организаций-застройщиков.
Следует отметить, что по предложениям КГК в целях обеспечения защиты прав граждан и исключения случаев занижения эмитентами стоимости жилищных облигаций Правительством прорабатывается вопрос об установлении единых подходов к определению минимальной номинальной стоимости жилищных облигаций в привязке к стоимости квадратного метра жилья типовых потребительских качеств. Кроме того, Министерством финансов планируется внесение изменений в Инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных облигаций в части возможности привлечения средств граждан посредством жилищных облигаций на строительство нежилых помещений, а также гаражей-стоянок в рамках объектов жилищного строительства.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»