Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

22.01.2014  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки деятельности организаций внутреннего водного и морского транспорта, а также признала неудовлетворительной работу Министерства транспорта и коммуникаций в этом направлении
Водный транспорт республики – достаточно компактная отрасль, представленная 12-ю организациями, в которых работают около 2200 человек. В этой связи следовало бы ожидать от Минтранса эффективного управления и действенного контроля за происходящим в ее организациях. Однако этого нет. До настоящего времени отсутствует обоснованная и выверенная стратегия развития данной отрасли, наблюдается устойчивая стагнация ее экономических результатов, а работа отдельных организаций и вовсе пущена на самотек.
В ходе проверок установлено, что Минтрансом не обеспечено выполнение в полном объеме мероприятий Программы развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Данный документ является своего рода «дорожной картой» развития отрасли, содержит мероприятия и показатели, выполнение которых должно обеспечить устойчивое развитие внутреннего водного и морского транспорта республики. Программой предусмотрено решение грандиозных задач: развитие перевозок водным транспортом, модернизация водного транспорта, создание морского торгового флота республики, интеграция внутреннего водного транспорта республики в европейскую воднотранспортную систему.
Реалии же таковы, что по истечении 3 лет реализации программы выполнение продекларированных в ней задач не обеспечивается. К примеру, из 23 мероприятий Программы, запланированных на 2012 год, не выполнено 10, в т.ч. по обеспечению перевозки грузов внутри республики, строительству причалов и реконструкции причальных сооружений, модернизации транспортного флота, созданию совместного с иностранным инвестором предприятия по морским перевозкам. В 2012 году не обеспечены предусмотренные Программой темпы развития перевозок грузов внутренним водным транспортом (перевезено 4023 тыс. тонн при запланированных 6300 тыс. тонн), модернизировано только 2 судна транспортного и технического флота вместо 4. На протяжении 2011 – 2012 гг. не было приобретено 3 современных судна транспортного и технического флота, предусмотренные Программой, не достигнуто запланированное сальдо внешней торговли товарами и услугами, не обеспечено реформирование организаций водного транспорта.
Можно с уверенностью говорить о том, что без принятия в 2014 и 2015 годах решительных, кардинальных мер выполнение Программы будет сорвано.
Минтрансом и организациями водного транспорта не проводится должная работа по техническому поддержанию флота (пассажирские, грузовые, буксирные суда и др.). По сравнению с 2010 годом количество судов в годном состоянии уменьшилось с 508 до 459 единиц, количество эксплуатируемых судов сократилось с 492 до 416. При этом имеется значительный износ основных фондов организаций внутреннего водного транспорта.
Имеющиеся у организаций водного транспорта производственные мощности в полном объеме не загружены. Так, портальные краны и средства плавмеханизации (земснаряды, плавучие краны и др.) РТУП «Белорусское речное пароходство» в 2012 г. были загружены от 20% до 31%.
Много претензий имеется к Минстрнасу и по реализации мероприятий, связанных с созданием национального торгового флота. Организации Минтранса, главной целью создания которых являлось формирование эффективной национальной системы транспортно-логистического обслуживания морских перевозок в интересах отечественных предприятий и формирование национального торгового флота, сегодня выполняют совершенно иные функции.
К примеру, ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания», созданная для формирования конкурентоспособной национальной системы транспортно-экспедиционного обслуживания, фрахтования морских и речных судов для перевозок отечественных внешнеторговых грузов, по сути, стало торговым посредником при купле-продаже строительных материалов. При этом его посредническая деятельность осуществлялась с убытками, покрываемыми за счет сдачи в аренду государственных площадей (для выполнения основных целей предприятию было передано более 1,3 тыс. кв. площадей в административном здании в г.Минске).
Также не выполняет основную задачу ОАО «Белорусское морское пароходство». Предприятие было создано для развития национальной транспортной системы и создание инфраструктуры экспортно-импортных перевозок. Но занимается оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, фактически устранившись от профильной деятельности и став нефтетрейдером. Доказательством этому служит следующий факт: за 2012 год доля транспортно-экспедиционных услуг в общей выручке предприятия составила менее 1%.
Еще один пример. Основным видом деятельности ЗАО «Белорусская судоходная компания» на сегодняшний день становится оказание услуг по вывозу твердых бытовых и производственных отходов. Если в 2010 году выручка этого предприятия от оказания услуг по вывозу отходов составляла 11% в общем объеме, то в 2012 году увеличилась до  50%. С учетом имеющихся тенденций работа ЗАО «Белорусская судоходная компания» может свестись к вывозу бытовых отходов – далеко не самому главному из предполагаемых направлений деятельности.
Государственные средства, крайне необходимые для проведения модернизации, зачастую тратятся на невостребованные проекты. Например, в 2010 году средства инновационного фонда в размере 110 млн. руб. были направлены на разработку ОАО «Белсудопроект» проектной документации на строительство пассажирского судна малой вместимости, которая до настоящего времени не используется. Также на период проверки (май 2013 г.) не использовалась разработанная в 2011-2012 гг. проектно-конструкторская документация на модернизацию земснаряда (направлено 190 млн. руб.), плавучей геологоразведочной платформы (105 млн. руб.), буксирного теплохода (100 млн. руб.) и т.д.
Проверками организаций водного транспорта также установлены многочисленные нарушения законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность, о бухгалтерском учете, государственной статистике. К примеру, ЗАО «Белорусская судоходная компания» в нарушение требований законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность, не обеспечило завершение внешнеторговых операций на общую сумму 640 тыс. дол. США, сроки завершения по которым превышены от 4 до 7 лет. Возврат валютной выручки не обеспечен до настоящего времени. При этом претензионно-исковая работа в части взыскания дебиторской задолженности по совершенным внешнеторговым операциям обществом не велась.
В целом по результатам проведенных проверок организации водного транспорта оштрафованы на сумму 941 млн. руб., к административной ответственности привлечено 13 должностных лиц организаций на общую сумму 35 млн. руб. При этом следует отметить, что контрольно-ревизионным управлением Минтранса при проведении проверок организаций водного транспорта изложенные факты нарушений и недостатков были оставлены без внимания, что свидетельствует о неудовлетворительном контроле со стороны министерства за деятельностью указанных организаций.
По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК предложила Совету Министров принять меры по стимулированию доставки грузов водным и морским транспортом, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций к ответственности, рассмотреть работу Минтранса по вопросам развития внутреннего водного транспорта на Президиуме Совета Министров.
Минтрансу поручено обеспечить поддержание флота в годном состоянии и проведение его своевременного ремонта и модернизации; принять исчерпывающие меры по загрузке в полном объеме и эффективном использовании имеющихся производственных мощностей; рассмотреть вопрос оптимизации структуры организаций водного транспорта в соответствии с выполняемыми задачами, а также привлечь к ответственности виновных в нарушении законодательства и не обеспечивших эффективное использование государственных средств.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»