Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

26.09.2012  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки правильности формирования и использования средств инновационного фонда концерна «Белгоспищепром», и эффективности мер по модернизации и техническому перевооружению предприятий, принимаемых руководством концерна
В ходе заседания коллегии отмечено, что руководством концерна «Белгоспищепром», а также руководителями отдельных организаций, входящих в его состав, не обеспечено в полном объеме соблюдение установленных сроков ввода в эксплуатацию реконструируемых и модернизируемых объектов, целевое и эффективное использование бюджетных и собственных средств, а также достижение планируемого экономического эффекта.
Организациями концерна не всегда достигается должная отдача от вложенных средств, связанных с приобретением дорогостоящего импортного оборудования, оплатой строительно-монтажных работ. Это приводит к невыполнению отдельных доведенных прогнозных показателей социально-экономического развития. Например, по итогам работы за 2011 год организациями концерна «Белгоспищепром» не выполнены 4 показателя из 11, в т.ч. по привлечению прямых иностранных инвестиций, экспорту товаров, сальдо внешней торговли товарами.
Несмотря на постоянно увеличивающиеся расходы инновационного фонда концерна «Белгоспищепром» на развитие алкогольной отрасли (в 2010 году на эти цели направлено 4 млрд. руб., в 2011 году – 8,8 млрд. руб.), многие ликероводочные заводы находятся в сложном финансово-экономическом положении. Не в последнюю очередь, это объясняется многочисленными фактами неэффективного использования бюджетных и собственных средств, непродуманных управленческих решений, несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов.
Проверкой установлено, что почти половина средств (12,3 млрд. руб.) инновационного фонда концерна «Белгоспищепром», выделенных в 2010–2011 гг. на финансирование мероприятий Госпрограммы инновационного развития Республики Беларусь, направлены на реализацию проектов, должной отдачи от которых не получено. Так, с декабря 2010 г. и до настоящего времени не вышел на проектную мощность по производству спирта «Люкс» Ивацевичский спиртзавод РУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», на модернизацию которого направлено 4,2 млрд. руб., в т.ч. 767 млн. руб. средств инновационного фонда концерна «Белгоспищепром». Обеспечить производство запланированных проектом 2 550 дал спирта в сутки спиртзавод сможет только после внедрения технологии переработки послеспиртовой барды, работы по которой до настоящего времени не начаты.
Ярким примером отсутствия должного контроля со стороны концерна «Белгоспищепром» за реализацией инновационных проектов является Костюковичский спиртзавод РУП «Климовичский ликеро-водочный завод». Так, Климовичским ликеро-водочным заводом по согласованию с концерном «Белгоспищепром» было принято решение о передаче прав по приобретению необходимого оборудования для строительства дрожжебродильного отделения на Костюковичском спиртзаводе одному из предприятий концерна – ОАО «Оргпищепром», которое привлекло к проекту 4 субподрядные организации. В свою очередь один из субподрядчиков, проведя конкурс по закупке строительных материалов, из 6 предложений выбрал самое дорогое – итальянской фирмы, а предложение отечественной компании на 600 млн. руб. дешевле, было отклонено.
Непродуманные управленческие решения принимались и в ходе модернизации брагоректификационной установки на Костюковичском спиртзаводе. Так, два года российский профессор оказывал помощь предприятию в составлении списка необходимого оборудования для внедрения новой технологии брагоректификации спирта. В результате Климовичским ликеро-водочным заводом в конце 2008 года было приобретено оборудование на 3 млрд. руб. При этом, не доведя дело до логичного завершения, Климовичский ликеро-водочный завод отказался от сотрудничества с профессором, безрезультатно расходовав при этом 114 млн. руб. на оплату за документацию и командировочные расходы профессора. В последующем не пригодилась и часть закупленного заводом оборудования стоимостью 682 млн. руб. Отдельные агрегаты на сумму 520 млн. руб. в настоящее время пылятся на складе.
Концерном «Белгоспищепром» на финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования в 2010–2011 гг. было направлено 12,8 млрд. руб., экономический эффект от внедрения в 2011 году должен был составить 5,1 млрд. руб. Однако по причине отсутствия должного контроля и планирования со стороны концерна и ответственных должностных лиц предприятий, а также несвоевременной реализации отдельных проектов недополучен экономический эффект на 2,7 млрд. руб.
Например, в 2010 году ОАО «Гомельский жировой комбинат» на приобретение более экономичного парового котла использовал 738 млн. руб. средств инновационного фонда. Однако вместо ввода в эксплуатацию в первом полугодии 2011 г. (как запланировал концерн), котел был введен в эксплуатацию только в декабре 2011 г., из-за чего не был достигнут планируемый в 2011 году экономический эффект в размере 377 млн. руб. Причина – затягивание сроков разработки строительного проекта.
Еще пример. В середине 2010 года взамен старого высокотемпературного варочного отделения на Костюковичском спиртзаводе введено в эксплуатацию новое, производительностью вдвое больше. Однако с мая по август 2011 года предприятие снова начало выпуск спирта на старом оборудовании. Оказалось, что спиртзавод не позаботился о приобретении ферментов и зерна, необходимых для работы новой линии, и вынужден был использовать в качестве сырья ржаную муку, годящуюся и для старой линии. В результате себестоимость продукции увеличилась в 1,3 раза. Вместе с тем, работая на новом оборудовании, завод мог бы дополнительно произвести 75 тыс. дал спирта и заработать 1,8 млрд. рублей.
Недостаточный контроль со стороны концерна «Белгоспищепром» и несвоевременные решения РУП «Минск Кристалл» не позволили в 2010 году на Березинском спиртзаводе получить биогаз и использовать его для выработки электрической и тепловой энергии. Тем самым не была достигнута одна из основных целей и задач Программы строительства энергоисточников, работающих на биогазе на 2010–2012 годы – замещение импортируемых в страну топливно-энергетических ресурсов. В результате на Березинском спиртзаводе до настоящего времени не введена в эксплуатацию биогазовая установка, при этом на реализацию указанного проекта было направлено 4,7 млрд. руб., из них 852 млн. руб. средства инновационного фонда концерна «Белгоспищепром», которые использованы неэффективно.
Ряд вопросов возникло в ходе проверки к работе зарубежной товаропроводящей сети концерна «Белгоспищепром» (на начало текущего года включала 17 субъектов хозяйствования). К примеру, оказалась безрезультатной работа концерна «Белгоспищепром» по продвижению отечественной алкогольной продукции на экспорт через ООО «БеларусьАлко» (г.Москва). В 2011 году экспорт алкогольной продукции через ООО «БеларусьАлко» сократился до 23 тыс. дол. США при запланированных 900 тыс. дол. США, при этом через данный субъект товаропроводящей сети реализовывалась продукция только РУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко».
В целом, задание по объемам поставок на экспорт через товаропроводящую сеть в стоимостном выражении в 2011 году выполнено только на 83,6%. При этом основные объемы экспорта в стоимостном выражении обеспечивают те субъекты товаропроводящей сети, через которые осуществляются поставки сахара.
Недостаточно эффективно работает и созданный в 2003 году первый субъект товаропроводящей сети концерна – РУП «Торговый дом «Белгоспищепром». В 2010 году торговый дом не выполнил основной показатель, характеризующий эффективную деятельность, – экспорт товаров: при задании 650 тыс. дол. США, фактически – 0. Учитывая, что предприятие не справлялось с выполнением показателей по экспорту продукции, на 2011 год задание было уменьшено почти в 3 раза, а на 2012 год вообще не доводилось. В результате фактическая работа Торгового дома оказалась сведена к проведению конкурсов и зарабатыванию средств на существование путем перепродажи колпачков и ферментов для предприятий ликероводочной отрасли.
В целом, по результатам проведенных Комитетом госконтроля контрольных мероприятий возвращено в доход республиканского бюджета 1,6 млрд. руб., в доход инновационного фонда – 3 млрд. руб., предотвращено выплат государственных средств на 788 млн. руб.
 К 10 должностным лицам применены штрафы на сумму 7,5 млн. руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 15 человек, 3 материала направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям должностных лиц.
Материалы проведенных проверок свидетельствуют, что нарушения и упущения в деятельности концерна «Белгоспищепром» и организаций, входящих в его состав, обусловлены неудовлетворительным контролем со стороны руководства концерна, отсутствием конкретных управленческих решений, которые способствовали бы эффективному развитию перерабатывающей промышленности.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»