Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

14.08.2013  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств, направляемых на энергосбережение
Отмечено, что Департаментом по энергоэффективности Госстандарта, а также министерствами, ведомствами, облисполкомами, Мингорисполкомом  и организациями на местах не всегда обеспечивается эффективное использование средств, выделенных в рамках программ энергосбережения, не приняты должные меры по выходу на проектные параметры созданных энергетических мощностей и получению заявленного экономического эффекта. По-прежнему имеются факты неудовлетворительной реализации энергосберегающих проектов и затягивания сроков строительства объектов.
Несмотря на то, что в 2011 – 2012 гг. и I квартале 2013 г. на финансирование мероприятий по энергосбережению за счет всех источников направлено 22,9 трлн. руб., по ряду проектов заявленная экономия топлива не получена.
Без должной проработки проводится планирование внедрения энергосберегающих проектов, по многим не определены источники финансирования. Именно по этой причине РУП «Логойский комхоз» остановило реконструкцию котельной № 3 с установкой двух котлов на местных видах топлива (МВТ), их ввод в эксплуатацию планировался на 2012 год. На конец июня 2013 г. объект профинансирован лишь на 1,2 млрд. руб. из предусмотренных 12,7 млрд. руб., оборудование не закуплено.
Из программы в программу переносится реализация проекта по строительству когенерационной установки на центральной котельной г.Дзержинска (срок – 2010 год). С 2010 года на 2013 – 2015 гг. перенесено строительство когенерационной установки в ОАО «Лидахлебопродукт». С 2013 года на 2014 год КУП «Слуцкое ЖКХ» перенесено строительство в дер.Вежи котельной на фрезерном торфе, что приведет к неполучению экономического эффекта в размере более 2,5 млрд. руб.
Из-за просчетов при разработке технико-экономического обоснования проектов немалые суммы потрачены на закупку капиталоемкого оборудования, мощность которого выше реальной потребности. Так, Минским горисполкомом на приобретение четырех современных котлов для реконструкции действующей котельной по улице Героев 120-й дивизии израсходовано более 8 млрд. руб. из бюджета. Однако уже два отопительных сезона с момента сдачи объекта оборудование фактически бездействует из-за того, что в районе отсутствуют потребители под созданные мощности. Аналогичные факты «замораживания» и неэффективного использования денежных средств установлены и по другим проектам. Например, РУП «Столбцовский ОКС» более 3,8 млрд. руб. бюджетных средств израсходовало на строительство в дер.Новый Свержень модульной котельной на МВТ. Мощность установленного оборудования составила 2,4 Гкал/ч, хотя для обеспечения потребителей необходимо лишь 0,75 Гкал/ч.
По отдельным проектам неполучение плановой экономии топлива связано с невыходом купленного оборудования на заявленные технико-экономические параметры. Так, с 2011 года постоянные поломки и ремонты преследуют энергетическое оборудование, купленное ОАО «ФанДок» для мини-ТЭЦ у российской фирмы (не получена экономия топлива в объеме, эквивалентном 5,2 млрд. руб.). В г.Сенно (КУП «Сенненское ЖКХ») из-за конструктивных недоработок два котла на МВТ эксплуатируются на 62% от проектной мощности (из бюджета области на проект выделено 1,9 млрд. руб.).
Не соблюдаются нормативные сроки строительства энергоисточников на МВТ. Например, малая ГЭС на Вилейско-Минской водной системе (УП «Минскводоканал») вместо декабря 2009 г. введена в эксплуатацию в августе 2010 г., что увеличило стоимость ее строительства с 3,4 млрд. руб. до 4,9 млрд. руб. Частые выходы из строя закупленного у польской фирмы энергетического оборудования привели в 2012 году к недовыработке 370 тыс. кВтч (не получена экономия 100 тыс. куб. м природного газа).
Провальными с точки зрения соблюдения сроков и получения экономии топлива стали некоторые проекты в системе Минэнерго (мини-ТЭЦ в г.Речице и в г.Пружаны, Гродненская и Миничская ГЭС, Березовская ГРЭС, Гродненская и Мозырская ТЭЦ).
Несоблюдение установленных сроков реализации энергосберегающих проектов в ряде случаев обусловлено допущенной волокитой при проведении конкурсных процедур. Так, с 2010 года РУП «Логойский комхоз» не начато преобразование центральной котельной в мини-ТЭЦ, хотя на выполнение проектно-изыскательских работ израсходовано 400 млн. руб. бюджетных средств. Некомпетентные действия должностных лиц предприятия, грубые нарушения и игнорирование требований конкурсной документации приводили к очередной отмене результатов торгов и расторжению заключенных договоров подряда.
К неэффективному использованию средств привело и строительство в стране ветроэнергетической установки собственного производства. С 1997 года Департамент по энергоэффективности упорно финансирует за счет бюджета частную коммерческую организацию «Аэролла», которая обещает построить отечественную ветроэнергетическую установку. По проекту уже израсходовано почти 500 тыс. дол., а работоспособное изделие так и не создано.
Выделенные организациям на возвратной основе бюджетные средства в соответствующие бюджеты в срок не возвращаются, что еще больше снижает финансовую обеспеченность реализуемых проектов.
Нарастает тенденция финансирования энергосберегающих проектов за счет кредитов и займов при снижении доли собственных средств.
Вопреки законодательству в программы энергосбережения включаются мероприятия, сроки окупаемости которых превышают 10 лет. Например, разработчиками программы УЖКХ Витебского облисполкома по мероприятию «Замена парового котла на котельной «Мира» с выводом турбогенератора на проектную мощность» указан срок окупаемости 6 лет. Однако проведенные в ходе проверки расчеты показали, что расходы по проекту окупятся не ранее чем через 14 лет.
В ряде случаев организации формально разрабатывают программы по энергосбережению, а содержащиеся в них мероприятия (профилактические, ремонтные и режимно-наладочные работы, покупка технологического оборудования под видом энергосберегающих мероприятий) к энергосберегающим не относятся.
Всего по выборочно проверенным объектам в 2011 – 2012 гг. в сравнении с запланированной не получена экономия около 250 тыс. т у. т. на общую сумму более 328 млрд. руб. За счет этой экономии можно было на 217 миллионов кубометров уменьшить закупку природного газа.
Фактически самоустранился от контроля и обеспечения эффективного использования средств, направляемых на энергосбережение, Департамент по энергоэффективности.
При реализации Национальной программы развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011 – 2015 годы не выполнен ряд мероприятий по импортозамещению специализированного оборудования. Так, Минлесхозу совместно с Минпромом и Национальной академией наук Беларуси еще в 2011 году нужно было разработать и освоить выпуск автономной рубильной машины для производства щепы на базе автомобиля МАЗ. Дело закончилось тем, что Минлесхоз закупил импортный рубильный блок, который в конце 2012 года передан на завод «Могилевтрансмаш» для установки на автомобиль МАЗ. До сих пор собственное серийное производство оборудования так и не освоено.
Таким образом, по ряду проектов энергосберегающий эффект (экономия топлива) не получен, а вложенные средства использованы крайне неэффективно.
Несмотря на то, что ряд плановых мероприятий не реализован, а другие объекты и оборудование функционируют с показателями ниже проектных, установленные задания и показатели по энергоэффективности в целом по стране… выполняются и перевыполняются. Этот парадокс говорит о том, что применяемые методики расчета полученной экономии топлива не в полной мере обеспечивают получение объективных и достоверных данных в области энергосбережения.
По результатам проверки коллегия Комитета госконтроля выработала ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования средств, направляемых на энергосберегающие мероприятия, а также активизацию работы по энергосбережению. Данные предложения адресованы Правительству, Госстандарту и его Департаменту по энергоэффективности, министерствам, ведомствам, облисполкомам и Минскому горисполкому. Кроме того, Правительству предложено привлечь к ответственности должностных лиц Департамента по энергоэффективности, министерств и ведомств, не принявших мер по выходу построенных энергетических объектов на запланированные экономические показатели, а также не обеспечивших эффективное использование вложенных средств.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»