Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

09.07.2012  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты анализа состояния и развития сферы общественного питания рабочих и служащих на предприятиях и в организациях республики

В общей сложности была изучена работа 76 объектов общепита, оказывающих услуги по питанию работающих по месту их работы. В ходе проверки установлено, что «заводской» общепит на отдельных предприятиях продолжает функционировать «по старинке», на «уставшем» оборудовании, примитивном оснащении и в устаревшем интерьере, без применения новых форм обслуживания и прогрессивных технологий приготовления пищи. Вопросам сбалансированности и полноценности питания трудоспособного населения, созданию комфортных условий для приема пищи работающим должного внимания не уделяется. При этом деятельность «заводского» общепита сопровождается значительным числом нарушений, которые установлены в каждом проверенном объекте.
Некачественная работа объектов общепита привела к тому, что их число в ведущих промышленных министерствах и концернах за два последних года сократилось на 5%, количество мест на этих объектах уменьшилось на 10%.
На отдельных предприятиях и в организациях наблюдается крайне низкий охват работающих питанием. Так, в ЧУП «Гомельобои» в заводской столовой питается только 15% работающих, ОАО «Минский часовой завод» – 10%, ОАО «Электроаппаратура», г.Гомель – 10%.
Основными причинами такого положения дел являются высокая стоимость питания (уровень наценок достигает 90%), непринятие руководством предприятий-нанимателей и профсоюзными организациями мер по удешевлению питания, непродуманность и бесхозяйственность при использовании площадей и оборудования действующих объектов общепита, а также ненадлежащая организация процесса оказания услуг общественного питания, включая не соответствующее установленным требованиям качество блюд и низкую культуру обслуживания.
Например, услугами столовой, учредителем которой является ОАО «Минский часовой завод», пользуются только около 10% работающих на указанном заводе и обоснованно: ведь реализация продукции общепита здесь осуществляется с наценкой 70% (на уровне обедов в кафе и ресторанах города). Производственные, подсобные помещения, обеденные залы данной столовой требуют проведения ремонта, перепланировки, замены устаревшего торгово-технологического оборудования, оснащения новой мебелью. Вместе с тем ОАО «Минский часовой завод» в деятельности созданного предприятия участия не принимает.
Как результат невостребованности услуг объектов общепита и их незагруженности – высокий уровень убыточности данных предприятий, что является «тормозом» в развитии общественного питания на предприятиях и в организациях.
Немало претензий в ходе проверки возникло и к качеству продукции: практически в каждом объекте были выявлены факты несоблюдения технологии приготовления блюд, их несоответствия требованиям технических нормативных правовых актов, технологическим документам и рецептурам, недовложения сырья при приготовлении блюд, использования сырья с истекшими сроками годности (хранения).
Требует совершенствования и модернизации материально-техническая база объектов общественного питания. Многие проверенные объекты оснащены устаревшим торгово-технологическим оборудованием, эксплуатация которого приводит к большим энергозатратам. Например, в столовой ОАО «Электроаппаратура» в посудомоечной машине часть деталей разломана, в электросковородках изношено жарочное покрытие, в холодильниках, находящихся в холодном  цеху в одном разбито стекло, а в другом одно из стекол отсутствует. Производственные столы, полки, стеллажи, гардеробные шкафы деформированы. В столовой швейного ОАО «БелКредо» (г.Новогрудок) вентиляционная система ввиду полного износа не работала. Помещения столовой требуют ремонта. В столовой не имелось холодильника для хранения молочных продуктов. И это – лишь ряд примеров.
Как показал анализ ситуации в объектах питания на предприятиях и в организациях, Министерством торговли, одной из основных задач которого является проведение государственной политики в сфере общественного питания, регулирование процессов, происходящих в сети общепита на предприятиях и в организациях, осуществлялось эпизодически. Такую же позицию заняли и местные исполнительные и распорядительные органы. Что касается предприятий и организаций, то для них работа объектов общепита является не основным видом деятельности, и, как следствие, развитие данной сферы в подавляющем большинстве ими осуществляется по остаточному принципу. Также недостаточно и участие профсоюзов в организации питания по месту работы трудящихся.
В результате сеть объектов общественного питания на производственных предприятиях практически не развивается, а во многих случаях «сворачивается». Финансирование материально-технической базы объектов общественного питания осуществляется недостаточно. Также не способствуют востребованности услуг общепита и посещаемости данных объектов рабочими и служащими многочисленные нарушения законодательства в области качества приготовления блюд и культуры обслуживания.
По итогам проверки за выявленные нарушения к административной ответственности привлечены 120 должностных лиц объектов общественного питания. К дисциплинарной ответственности привлечены 93 чел. На юридических лиц наложены административные взыскания в сумме 248 млн. руб.

Рассмотрев данный вопрос, коллегия КГК рекомендовала Совету Министров дать принципиальную оценку положению дел в организации общественного питания работающих по месту их работы, разработать комплексную систему мер на среднесрочную перспективу, направленную на улучшение условий и качества питания работающих, удешевление его стоимости.
Министерству торговли совместно с заинтересованными органами государственного управления и иными государственными организациями, на балансе предприятий и организаций которых имеются объекты общественного питания предложено разработать комплекс конкретных мер по приведению материально-технической базы объектов питания в соответствие с требованиями санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»