Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

23.01.2013  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки эффективности использования мер государственной поддержки, реализации инвестиционных проектов, развития товаропроводящей сети организациями концерна «Беллесбумпром»
Как отмечено коллегией, бывшее руководство концерна, а также руководители ряда организаций не обеспечили выполнение доведенных на 2010 – 2012 годы показателей прогноза социально-экономического развития. Не обеспечена безубыточная деятельность организаций, эффективное расходование финансовых средств, в том числе государственной поддержки, не соблюден доведенный уровень складских запасов, не организована успешная работа и развитие собственной товаропроводящей сети. Кроме того, сорваны сроки реализации инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации действующих производств.
Финансовое состояние деревообрабатывающей отрасли остается неудовлетворительным. Несмотря на ежегодную государственную поддержку, по итогам работы за 11 месяцев 2012 года убыточными являлись 10 организаций Беллесбумпрома. Общая сумма полученных чистых убытков в сравнении с 2011 годом значительно увеличилась. Максимальный убыток получили ОАО «Светлогорский ЦКК», «Бумажная фабрика «Красная Звезда», ОАО «Бумажная фабрика «Спартак».
В 2010 – 2012 гг. организациям Беллесбумпрома оказана государственная поддержка на сумму более 1 трлн. рублей. В 2010 году 16 организаций из 22, получивших господдержку, не выполнили условия ее оказания, а именно – доведенные показатели по темпам роста объемов производства и рентабельности реализованной продукции. В 2011 году из 17 организаций, получивших господдержку, условие ее предоставления не выполнило РУП «Новосверженский лесозавод».
При этом условия оказания господдержки на некоторых предприятиях (ОАО «Могилевдрев», ОАО «Борисовдрев» и др.) оказались выполненными в 2011 г. только потому, что концерн довел им заниженные показатели (темп роста объемов производства ниже 100%, отрицательная рентабельность).
Руководством Беллесбумпрома не уделялось внимания развитию зарубежной товаропроводящей сети (ТПС) подведомственных предприятий. Более того, в концерне даже не владеют полной и объективной информацией о работе ТПС.
С участием всего 8 организаций Беллесбумпрома создано 28 зарубежных субъектов ТПС, 24 из которых располагаются на традиционных рынках сбыта, в основном в России. В адрес 6 субъектов ТПС продукция не отгружается на протяжении уже трех лет. Более половины зарубежных субъектов ТПС имеют просроченную задолженность за поставленную продукцию, сумма которой на 01.01.2013 превысила 3,1 млн. долларов.
Работа по модернизации деревообрабатывающей отрасли ведется концерном неудовлетворительно. Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 № 529 в целях организации выпуска импортозамещающей, экспортоориентированной продукции определены 9 базовых организаций, подлежащих модернизации, – открытые акционерные обще-ства «Борисовдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев», «Ивацевичдрев», «Мостовдрев», «Речицадрев», «ФанДОК», «Могилевдрев» и РУП «Мозырский ДОК». Этим организациям предоставлена значительная господдержка (за три года ее объем превысил 800 млрд. руб.), но реализация проектов оказалась сорванной, а затраченные инвестиции (более 400 млн. евро) не дают должной отдачи.
Из 9 базовых организаций инвестпроект завершен лишь в ОАО «Ивацевичдрев». Модернизация 8 организаций, несмотря на многократные переносы сроков, все еще продолжается.
На три с лишним года затянулось создание производств востребованной и на внутреннем, и на внешнем рынках плитной продукции (ДСП, ДВП) в ОАО «Борисовдрев», ОАО «Витебскдрев», ОАО «Гомельдрев», ОАО «Речицадрев», РУП «Мозырский ДОК». Причем на 1 января 2013 г. строительная готовность новых производств на многих предприятиях не превысила 50%, а кое-где еще не завершены подготовительные работы. Так, строительная готовность производства ДВП в ОАО «Витебскдрев» составила 41,3%. На объектах ОАО «Гомельдрев» строительные работы выполнены на 13,5%, ОАО «Речицадрев» – на 51,3%, РУП «Мозырский ДОК» строительная готовность завода изолирующих древесноволокнистых плит составила 31,4%, лесопильного производства – 8,3%, в ОАО «Мостовдрев» подготовительные работы выполнены на 53%.
Имеются факты завышения стоимости и некачественного выполне-ния строительных работ. Так, в ОАО «Могилевдрев» (генподрядчик – могилевское ОАО «Строительный трест № 12») стоимость работ была завышена на 170 млн. руб., в ОАО «ФанДОК» (генподрядчик – ОАО «Могилевтехмонтаж») выявлены некачественные работы по укладке бетонного пола стоимостью 960 млн. руб.
Из-за неготовности производственных корпусов простаивает и не-удовлетворительно хранится импортное оборудование на сумму 100 млн. евро, в том числе купленное два-три года назад. Так в ОАО «Борисовд-рев» простаивает оборудование на сумму 30,7 млн. евро, в ОАО «Витебскдрев» не востребовано оборудование на сумму 28,8 млн. евро, в ОАО «Мозырский ДОК» – 29,8 млн. евро, в ОАО «ФанДОК» – 7,7 млн. евро.
В соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 07.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» базовыми организациями, генераль-ными проектными и подрядными организациями проведена определенная работа по заключению (перезаключению) контрактов со своими работни-ками. Однако отдельными организациями, в основном проектными и генподрядными, работа по реализации Декрета № 9 осуществляется медленно.
Наряду с модернизацией базовых организаций Беллесбумпрома в отрасли реализуется ряд других инвестиционных проектов. Однако и здесь не обходится без существенных проблем.
Почти на четыре года затянулась реконструкция лесопильно-деревообрабатывающего цеха РУП «Новосверженский лесозавод». Одной из причин этого явилась недобросовестность организаций, выполняющих проектные и строительные работы (РУП «Белорусский институт строи-тельного проектирования», РУП «Строительно-монтажный трест «Белтопливострой»). Из-за затянувшейся стройки на заводе с 2010 года простаивает новое лесопильное оборудование стоимостью 2,5 млн. евро, а сушильное оборудование стоимостью 478,5 тыс. евро три с лишним года стояло под открытым небом и, в итоге, частично пришло в негодность.
Неудовлетворительно реализуется и проект по модернизации бума-годелательной машины и технологического потока массоподготовки в филиале «Бумажная фабрика «Красная Звезда» ОАО «Светлогорский ЦКК». Срок реализации проекта (сентябрь 2012 г.) был сорван. Без допол-нительных мер (на 01.12.2012 строительные работы выполнены на 29,6%) проект может не завершиться и во вновь установленный срок (март 2013 г.).
Отдельные уже реализованные инвестпроекты не приносят ожидае-мых результатов, а затраченные на них средства использованы неэффективно. Так, филиалом «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои» в апреле 2011 г. куплена и введена в эксплуатацию линия для производства и упаковки офисной бумаги стоимостью 600 тыс. евро. Но запланированные объемы производства не достигнуты, а продукция не находит сбыта из-за низкой конкурентоспособности (на 01.01.2013 стоимость складских запасов офисной бумаги превысила полмиллиарда рублей).
Требуют совершенствования вопросы финансового обеспечения дея-тельности концерна «Беллесбумпром», который существует за счет отчислений его организаций. При этом на содержание концерна вынуждены перечислять средства и те организации, которым систематически оказывается господдержка.
За 2010, 2011 и 9 месяцев 2012 года среднемесячная заработная пла-та работников аппарата концерна в 2 раза превышала среднемесячную зарплату в целом по организациям концерна (среднемесячная зарплата по аппарату Беллесбумпрома за 9 месяцев 2012 года составила 7,3 млн. руб., в целом по организациям концерна – 3,67 млн. руб.). Среднемесячная зар-плата председателя концерна за 9 месяцев 2012 года составила 17,8 млн. руб.
Уровень оплаты труда во многом обеспечивается за счет разных пре-мий, среди них наибольший удельный вес занимают премии за выполне-ние особо важных производственных заданий.
Всего по результатам проверок организаций концерна «Беллесбумпром», проведенных Комитетом госконтроля в 2011 – 2012 гг., к админи-стративной ответственности привлечено 9 организаций и 21 должностное лицо (сумма наложенных штрафов составила 708,9 млн. руб.), к дисциплинарной ответственности – 40 должностных лиц, возбуждено 4 уголов-ных дела.
Рассмотрев и обсудив материалы проверок, коллегия КГК предложила Совету Министров совместно с облисполкомами обеспечит зарвер-шение реализации инвестпроектов; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности руководителей концерна «Беллесбумпром», Минстройархитектуры за необеспечение своевременной и качественной реализации проектов по модернизации деревообрабатывающих предприятий; изучить обоснованность размера денежных средств, перечисляемых на содержа-ние аппарата концерна «Беллесбумпром» входящими в его состав органи-зациями.
Концерну «Беллесбумпром» поручено принять исчерпывающие меры по своевременному завершению инвестпроектов в подведомственных организациях; обеспечить эффективное использование средств инновационного фонда и средств господдержки; разработать мероприятия по повышению эффективности работы субъектов зарубежной товаропроводящей сети подведомственных предприятий; пересмотреть порядок премирования работников аппарата концерна, обеспечив выплаты соразмерно вкладу работников в выполнение возложенных задач.
Министерству архитектуры и строительства, областным исполни-тельным комитетам предложено обеспечить качественное и своевремен-ное выполнение проектных и строительно-монтажных работ на модерни-зируемых предприятиях Беллесбумпрома.
Ход реализации инвестиционных проектов организациями концерна «Беллесбумпром» взят на постоянный контроль Комитетом государственного контроля.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»