Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

09.07.2012  Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела итоги проверки выполнения ГПО «Белтопгаз» и организациями, входящими в его состав, программ, планов и мероприятий по развитию производств, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, а также целевого и эффективного использования средств, выделенных на эти цели

С целью снижения зависимости от импортных энергоресурсов руководством страны и Правительством немало внимания уделяется вопросам вовлечения в топливный баланс собственных местных видов топлива. Перспективные направления развития организаций торфяной промышленности  закреплены в Государственной программе «Торф» на 2008-2010 годы и на период до 2020 года, для реализации мероприятий которой в 2010-2011 гг. объединению «Белтопгаз» из инновационного фонда Министерства энергетики было выделено 209 млрд. руб.
Однако, как показала проверка, в ряде случаев запланированный  экономический эффект не получен, а выделенные средства потрачены неэффективно. В ходе проверки выявлены многочисленные факты завышения объемов и стоимости выполненных работ, нарушений законодательства при осуществлении закупочной деятельности, нецелевого использования средств инновационного фонда Минэнерго. Не предприняты необходимые меры по решению вопросов производства и поставок торфяного топлива для нужд энергетики, а также эффективного функционирования созданных под указанные цели мощностей.
Несмотря на значительные средства, выделяемые для ввода в эксплуатацию новых мощностей по переработке торфа, в ряде случаев они используются крайне неэффективно. Яркий пример – ситуация на ОАО «Торфобрикетный завод Усяж», где в 2010 году введен в эксплуатацию комплекс по подготовке топливных брикетов для ТЭЦ и котельных мощностью 120 тыс. тонн дробленых брикетов в год. Стоимость проекта составила 14,1 млрд. руб. (13,8 млрд. руб. – средства инновационного фонда Минэнерго). Планировалось, что данным видом топлива будут обеспечиваться Жодинская ТЭЦ и энергоисточники, расположенные в других районах. Однако проверкой установлено, что в 2011 году на указанном комплексе  было произведено 28 тыс. тонн дробленого брикета, что составило лишь 23% от его проектной мощности. Потребителем топлива является только Жодинская ТЭЦ. В результате средства инновационного фонда Минэнерго, вложенные в создание в ОАО «ТБЗ Усяж» мощностей по производству топлива для нужд энергетики, запланированный экономический эффект не приносят.
Одной из основных задач  государственной программы «Торф» является  проведение технического перевооружения организаций торфяной промышленности. Однако, как показала проверка, работы по техническому и технологическому обновлению парка машин проводятся  недостаточными темпами, а создаваемая техника в ряде случаев неработоспособна  и ненадежна в эксплуатации. К примеру, УП «Витебскоблгаз» в  2010-2011 гг. на финансирование четырех опытных образцов машин по добыче кускового торфа из средств инновационного фонда было потрачено  803  млн. руб.  Данная техника была поставлена на объект, однако из-за серьезных конструкторских недоработок в эксплуатацию введена не была и возвращена изготовителю – филиалу «Энергоремонт» РУП «Могилевэнерго», где исправление выявленных дефектов продолжалось около 10 месяцев. В конце мая 2012 г. машина  для добычи кускового торфа снова вышла из строя.
Нарушения требований действующего законодательства допускались организациями объединения «Белтопгаз» при строительстве и подготовке торфяных месторождений под добычу торфа. Так, в 2010-2011 гг. ОАО «СМТ «Белтопливострой» (п.Колодищи) являлось генеральной подрядной организацией при производстве указанных работ на торфяных месторождениях «Ивановское», «Ладово» и «Гала-Ковалевское». При строительстве на данных объектах железнодорожных путей ОАО «СМТ «Белтопливострой» в нарушение проектно-сметной документации  были использованы  не новые, а бывшие в эксплуатации  рельсы, стрелочные переводы, накладки и подкладки. Данную металлопродукцию поставляли три посреднические коммерческие структуры. При техническом обследовании  рельсов было установлено, что значительное их количество не соответствует предъявляемым эксплуатационным требованиям. В отдельных партиях бракованными оказались более 40% рельс.
В ходе проверки установлен ряд фактов приобретения организациями объединения «Белтопгаз» за счет средств инновационного фонда Минэнерго техники и оборудования без проведения  предусмотренных законодательством процедур закупок.   Так, в 2010-2011 гг. ОАО «СМТ «Белтопливострой» с нарушением законодательства было закуплено 46 единиц техники (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, тракторы и др.) на общую сумму 3,9 млрд. руб.
Примером неэффективного использования средств инновационного фонда также является закупка в 2008 году ОАО «ТБЗ Неман» (Столбцовский район) пресса для брикетирования торфа. Из-за нарушений при выборе поставщика победителем торгов было выбрано минское частное предприятие, которое в Украине приобрело  старый пресс (1985 года выпуска) за 11 тыс. дол. США (эквивалентно 23 млн. руб.), а  продало его торфобрикетному заводу «Неман» за 562 млн. руб., «заработав» при этом более 250 тыс. дол. США. 
Как показала проверка, в ряде случаев приобретенная за счет средств инновационного фонда Минэнерго техника используется в организациях ГПО «Белтопгаз» крайне неэффективно. Так, в 2010 году находящийся в распоряжении ПМК-4 (филиал ОАО «СМТ «Белтопливострой») автобетоносмеситель стоимостью более 200 млн. руб. эксплуатировался только 21% от общего количества рабочего времени, автогидроподъемник, стоимостью более 280 млн. руб. – 18%, в 2011 году – 7% и 43% соответственно.
Еще одной причиной затягивания сроков модернизации производств является несвоевременная разработка проектной документации. К примеру, еще в 2010 году необходимо было разработать проект по реконструкции ПРУП «Днепровское» (Быховский район), однако из-за  допущенных ошибок при выборе проектной организации он до сих пор не готов.

По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК предложила  Министерству  энергетики:
привлечь к ответственности должностных лиц ГПО «Белтопгаз»,  не обеспечивших эффективное использование организациями собственных и  бюджетных средств; 
принять практические меры по ужесточению и проведению системного контроля за получением максимального экономического эффекта от бюджетных средств,  вкладываемых в  развитие  торфяной промышленности;
обеспечить оптимальную загрузку и эффективную работу  созданных в республике производственных мощностей по выпуску  торфяного топлива для нужд энергетики.
Также Комитет госконтроля предложил ряд конкретных мероприятий, которые будут способствовать  эффективной работе предприятий торфоперерабатывающей промышленности, подчиненных ГПО «Белтопгаз».

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»