Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

30.05.2012  Коллегия Комитета государственного контроля проанализировала результаты проверок и дала оценку мерам, принятым Минским горисполкомом, администрациями районов и подчиненными им организациями по обеспечению законного и эффективного использования государственных средств и имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Минска.
Указанная сфера городского хозяйства Комитетом госконтроля выбрана объектом проверки в силу ее значимости, как для населения, так и для экономики столицы в целом, а также в связи со значительными расходами государства на ее развитие и содержание. Следует отметить, что в жилищно-коммунальном хозяйстве города сегодня функционирует 182 предприятия с общей численностью работающих более 34 тысяч человек в таких направлениях деятельности как обслуживание и ремонт жилищного фонда, тепло- и водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, дорожное хозяйство, содержание объектов городского благоустройства и др. Только городской бюджет на финансирование ЖКХ в 2010-2011 годах направил 3,4 трлн. руб., что составляет почти четверть его расходов. 
Проведенные контрольно-аналитические мероприятия показали, что в указанной сфере городского хозяйства не наведен должный порядок, допущены факты незаконного и неэффективного использования государственных средств и имущества, не выполняются основополагающие задачи по реформированию отрасли, предусмотренные Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.
В значительной степени это явилось следствием того, что в городе не создана действенная система управления и контроля в сфере ЖКХ, позволяющая исключить необоснованные потери государственных средств и повысить эффективность работы отрасли, в том числе путем ее реформирования.
В г.Минске недостаточными темпами выполняются важнейшие задачи, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в части снижения потребления топливно-энергетических ресурсов, затрат и потерь в системе жилищно-коммунального хозяйства, соблюдения режима жесткой экономии и бережливости, увеличения объемов капитального ремонта жилищного фонда не менее чем в 2 раза, полного охвата городского населения раздельным сбором коммунальных отходов, демонополизации и формирования конкурентной среды в данной сфере.
Мало внимания уделяется вопросам снижения потерь в области водоснабжения. В результате г.Минск в последние годы занимает одно из «лидирующих» мест в республике по потерям воды, которые составляют 25% от ее добычи. В конечном итоге данные непроизводительные затраты оплачиваются населением, предприятиями и бюджетом. 
Таким образом, высокая затратность в ведении хозяйства, неэффективное использование ресурсов с одной стороны, и сдерживание роста тарифов, с другой стороны, приводят к перекладыванию основного бремени расходов ЖКХ на бюджет и к сокращению реального финансирования отрасли. Например, средний уровень возмещения в г.Минске населением затрат по оказываемым жилищно-коммунальным услугам в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизился с 39% до 26%. Это в свою очередь ведет к увеличению износа материально-технической базы ЖКХ, ухудшению состояния жилищного фонда и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Поскольку главной статьей затрат в жилищном хозяйстве является заработная плата (около 50% от себестоимости услуг) вопросам формирования численности работников должно уделяться особое внимание, что на практике не обеспечивается. Продолжает культивироваться экстенсивный путь повышения результативности работы отрасли, вместо  обеспечения в этих целях повышения производительности труда ее работников.
В дорожном хозяйстве по-прежнему отмечаются некачественное выполнение строительных и ремонтных работ, завышение их объемов и стоимости и другие нарушения, ведущие к незаконному получению и неэффективному использованию бюджетных средств. Следствием сложившейся ситуации являются значительные потери городского бюджета, которые год от года не уменьшаются. За период с 01.01.2010 по 01.05.2012 Комитетом госконтроля в 11 проверенных организациях установлено незаконное и неэффективное расходование  соответственно 5,9 млрд. и 5,7 млрд. рублей, а также предотвращено незаконное использование бюджетных средств в сумме 1,2 млрд. рублей.
Проверки показывают, что причинами такой ситуации являются, прежде всего, низкая эффективность работы служб технического надзора дорожных предприятий, а также ненадлежащая организация ведомственного контроля за качеством и объемами выполняемых дорожных работ.
В последние 2 года практически системными стали нарушения в дорожных организациях, касающиеся завышения стоимости работ по уличной очистке (уборке). И в этом немалая доля вины лежит на заказчиках работ – администрациях районов г.Минска и ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», которые обязаны контролировать предъявляемые к оплате из бюджета акты выполненных работ.
Проверками установлено завышение стоимости работ по уборке улиц ручным способом в 5 дорожных организациях на общую сумму 1,9 млрд. рублей. Главными причинами такой ситуации являются необоснованное отнесение организациями на уличную уборку затрат, фактически не связанных с выполнением данных работ, а также завышение убираемых площадей и периодичности уборки, неправильное применение норм времени на обслуживание (уборку) закрепленных территорий.
Не налажена эффективная работа и в ГПО «Коммунальное хозяйство Мингорисполкома», осуществляющего функции заказчика по строительству объектов коммунального хозяйства. Проверками выявлено около 800 млн. рублей завышений стоимости строительно-монтажных и проектных работ, бессмысленные траты государственных средств на архитектурные излишества, безответственное и бесхозяйственное отношение к государственной собственности, в результате чего 13 лет приходил в запустение недостроенный объект стоимостью 19 млрд. руб.
В г. Минске не организована работа по рациональному использованию компенсационных мероприятий при удалении объектов растительного мира, на создание которых расходуются миллиарды средств заказчиков по строительству объектов, в том числе государственных и населения, строящего свое жилье. В результате десятки тысяч деревьев и кустарников никому не передаются на содержание, свыше тысячи их уже утрачено по причине отсутствия надлежащего ухода, а также из-за нарушения зеленстроями технологии посадок.
Всего проведенными Комитетом госконтроля в 2010 году – январе-мае 2012 г. проверками в сфере ЖКХ г.Минска установлено незаконное расходование бюджетных средств в размере 7,7 млрд. рублей, неэффективное использование бюджетных средств на сумму 40,7 млрд. рублей.  
По результатам проверок в бюджет взыскано 6,1 млрд. рублей. К административной ответственности привлечено 35 должностных лиц, к дисциплинарной – 124 человека (4 – освобождено от занимаемой должности).
Таким образом, результаты проведенных контрольно-аналитических мероприятий свидетельствуют о недостаточности мер, принятых Мингорисполкомом, его структурными подразделениями, администрациями районов г.Минска и подчиненными им организациями по обеспечению эффективности использования государственных средств и имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства г.Минска.
Обсудив указанные вопросы, коллегия Комитета госконтроля предложила Совету Министров Республики Беларусь рассмотреть вопрос о ходе выполнения в республике Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года, а также принять меры по ужесточению нормативов потерь и неучтенных расходов воды в организациях жилищно-коммунального хозяйства с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь № 3 и задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.
Минскому горисполкому предложено принять меры по устранению выявленных в ходе проверок нарушений и недостатков, привлечению к ответственности виновных должностных лиц, усилению контроля за качеством планирования, обоснованностью выделения и законностью использования бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.
Также внесен ряд других рекомендаций и предложений Правительству и Минскому горисполкому.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»