Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

27.12.2012  Коллегия Комитета госконтроля Могилевской области рассмотрела результаты проверок эффективности и законности распоряжения объектами коммунальной собственности областного центра. Одной из причин неэффективной работы в данном направлении является излишняя громоздкость процедуры передачи в аренду и в безвозмездное пользование госимущества
На заседании коллегии Комитета госконтроля Могилевской области рассмотрен ход выполнения поручения Главы государства о вовлечении до конца 2012 года в хозяйственный оборот всего неиспользуемого государственного имущества, а также обсуждены результаты проверок эффективности и законности распоряжения объектами коммунальной собственности г. Могилева.
Коллегией отмечено, что на протяжении 4-х лет графики по вовлечению госимущества в хозяйственный оборот Могилевским горисполкомом не выполняются. За 11 месяцев 2012 года число неиспользуемых объектов городской коммунальной собственности сокращено лишь на 82%, что ведет к срыву исполнения в г. Могилеве поручения Главы государства о задействовании в текущем году всего неиспользуемого госимущества.
Неэффективное вовлечение госимущества в хозоборот во многом связано с излишней громоздкостью и забюрократизированностью процедуры его передачи в аренду (в безвозмездное пользование). В указанной процедуре, кроме балансодержателей, управления собственности и председателя горисполкома задействованы еще МГКУП «Центр по приватизации» и комиссия по упорядочению использования капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей коммунальной собственности г. Могилева.
По подсчетам КГК Могилевской области, за 2010-2011 гг. упущенная выгода государственных организаций из-за затягивания начала сдачи госимущества в аренду только по выявленным эпизодам составила порядка 62 тыс. долларов США, а затраты на содержание «пустующих» объектов - почти 10 тыс. долларов США.
Комитетом госконтроля также выявлены факты приниженного контроля со стороны Могилевского горисполкома за исполнением покупателями обязательств по реализованным объектам городской коммунальной собственности, в том числе и проданным за одну базовую величину. Более половины таких объектов в настоящее время не используются новыми собственниками.
К примеру, в центральной части г. Могилева длительное время не используется 4-этажное здание бывшего Дома быта площадью 5,9 тыс. м? по ул. Лепешинского, 12, проданное в 2008 году частной компании. В нарушение условий договора его реконструкция до 01.01.2010 новым собственником не проведена. При этом исковые требования о расторжении договора купли-продажи заявлены прокуратурой Ленинского района г. Могилева по обращению Могилевского городского центра развития малого предпринимательства лишь в марте 2012 г.
С 2010 года другая коммерческая структура, а также индивидуальный предприниматель не приступили к реконструкции приобретенных ими зданий площадью соответственно 174 м? и 81,2 м? (Могилевский район, дер. Вендорож), которые находятся в заброшенном состоянии. Вместе с тем, по условиям договоров, объекты следовало ввести в эксплуатацию соответственно до 13.09.2012 и 14.10.2012, с созданием не менее 2 новых рабочих мест и началом предпринимательской деятельности.
Могилевским горисполкомом не в полной мере используются возможности пополнения доходной части бюджета за счет сдачи в аренду открытых площадок и тротуарных покрытий. Отдельные из таких объектов начали сдаваться в аренду только после того, как Комитет госконтроля проверил деятельность управления собственности и Могилевского городского коммунального унитарного дорожно-мостового предприятия.
Управлением собственности горисполкома не осуществляется надлежащая координация и методическое сопровождение передачи имущества г. Могилева в аренду (в безвозмездное пользование). Контроль за соблюдением организациями коммунальной собственности  законодательства о распоряжении госимуществом с его стороны малоэффективен и недостаточен.
Комитетом госконтроля выявлены нарушения порядка распоряжения госимуществом, заключения договоров аренды, расчета арендной платы, организации и проведения аукционов.
По итогам заседания коллегии КГК Могилевской области предложено Могилевскому горисполкому, другим органам госуправления привести нормативные правовые акты горсовета и горисполкома в сфере распоряжения госимуществом в соответствие с требованиями законодательства, изучить опыт иных областных центров по работе с коммунальной собственностью, упростить порядок согласования сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) имущества г. Могилева, максимально задействовать резервы пополнения городского бюджета и доходов коммунальных организаций за счет сдачи в аренду открытых площадок и тротуарных покрытий, обеспечить исполнение приобретателями госимущества в полном объеме условий соответствующих договоров, взыскания штрафных санкций за их невыполнение и их расторжения в установленном порядке.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»