Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

01.11.2011 

Коллегией Комитета государственного контроля проанализированы результаты проверок и дана оценка мер, принятых Минским горисполкомом и подчиненными организациями по обеспечению эффективности инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных и инновационных программ и проектов по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению

Данное направление деятельности столичных властей заинтересовало Комитет государственного контроля и в силу своей чрезвычайной важности для экономики, и потому, что с 2009 г. по июнь 2011 г. на инвестиционные и инновационные цели направлены значительные средства: инвестиции в основной капитал, включая иностранные, по г. Минску составили 26,4 трлн. руб.
В январе-августе 2011 г. Комитетом проверены Мингорисполком и 11 подчиненных ему организаций, проанализированы данные мониторинга за выполнением основных инвестиционных проектов, а также результаты проверок 13  организаций, проведенных в 2009-2010 годах.
Отмечено, что Мингорисполкомом, его структурными подразделениями и подчиненными организациями допущены недостатки при осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности.
В 2009-2010 годах горисполкомом не обеспечено выполнение доведенных заданий по инвестициям в основной капитал как по организациям без ведомственной подчиненности, так и по подчиненным организациям. Из 9 администраций районов г. Минска выполнение заданий по инвестициям в основной капитал в 2009 году не обеспечили 8, в 2010 году – 5 администраций.
Наибольшее количество негативных фактов выявлено на таких направлениях инвестиционной и инновационной деятельности, как техническое перевооружение предприятий, строительство и реконструкция объектов столичной инфраструктуры и социально-культурной сферы, жилищное строительство, привлечение иностранных инвестиций, планирование объемов и источников финансирования проектов и программ, обеспечение приоритетов направления инвестиций.
Так, на темпы жилищного строительства в текущем году негативно повлияла несостоятельность отдельных подрядных организаций, а также неудовлетворительная работа предприятий-заказчиков, особенно районных управлений капитального строительства (УКСов), в которых отмечается низкий уровень организации работ, безответственность и высокая текучесть кадров. При этом администрациями районов не обеспечен должный контроль и требовательность к УКСам.
Массовый характер приобрел срыв нормативных и договорных сроков строительства домов, их необеспеченность инженерно-транспортной инфраструктурой. По-прежнему актуальны вопросы качества: в эксплуатацию принимаются жилые дома, не законченные строительством и с недоделками, что вызывает обоснованные жалобы граждан в разные инстанции и Комитет госконтроля.
В настоящее время 9 районными УКСами возводится 50 жилых домов, из них 28 – с превышением нормативных сроков строительства.
Несмотря на то, что значительно вырос объем инвестиций в жилищное строительство в г. Минске (в денежном выражении за пять лет он увеличился в 4,8 раза) и социальную сферу (в 2,9 раза), этот рост не повлек соответствующего увеличения объемов вложения инвестиций в основные отрасли реального сектора экономики города.
Как подчеркнуто коллегией КГК, отсутствие значимых результатов в инновационной сфере, в развитии высокотехнологичных производств обусловлено, в первую очередь, не нехваткой финансов, а недостатком востребованных отечественных разработок конкурентоспособных средств производства (оборудования, машин), технологий и товаров. Дефицит таких разработок компенсируется за счет импорта зарубежных аналогов.
Вызывает озабоченность ненадлежащее перспективное планирование Мингорисполкомом (в рамках сроков реализации городских программ, то есть 4-5 лет) источников и объемов финансирования отдельных инвестиционных проектов и городских программ в целом.
Например, из-за слабой проработки предприятием и Мингорисполкомом экономической целесообразности реализации проекта была прекращена реконструкция производственного корпуса филиала № 1 КУП «Минский мясокомбинат», который оказался невостребованным. Неэффективное использование бюджетных средств на оплату уже выполненных работ по реконструкции составило 6,7 млрд. рублей. По решению Мингорисполкома от 29.12.2010 объект передан ОАО «Минскдрев», однако и оно не использует реконструированный корпус.
Мингорисполком недостаточно контролирует законность и эффективность использования бюджетных средств, направляемых на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. За период с января 2009 г. по август 2011 г. проверками КГК в 22 организациях, подчиненных Мингорисполкому, выявлено незаконное и неэффективное использование на указанные цели бюджетных средств на сумму 19,9 млрд. и 65,3 млрд. руб. соответственно. Кроме того, предотвращено незаконное расходование государственных средств на сумму 30,4 млрд. рублей.
По результатам проверок к административной ответственности привлечено 10 юридических лиц (оштрафованы на 5,98 млрд. руб., из них 2,77 млрд. руб. уже взысканы), а также 5 должностных лиц. К дисциплинарной ответственности привлечено 80 работников, освобождено от должностей 2 человека. В бюджет восстановлено 7,36 млрд. руб. незаконно использованных средств.
Таким образом, результаты проведенных контрольно-аналитических мероприятий свидетельствуют о недостаточности мер, принятых Мингорисполкомом, его структурными подразделениями и подчиненными организациями по обеспечению эффективности инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных и инновационных проектов и программ, а также о нарушениях и упущениях при использовании бюджетных средств.
Обсудив вопросы эффективности проводимой инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных программ, коллегия Комитета госконтроля предложила Правительству проанализировать ситуацию по данному вопросу и принять безотлагательные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. Внесены конкретные рекомендации и предложения Минскому горисполкому.

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»