Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Комментарии

Комментарии

10.06.2014  Директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Беларуси Александр Максименко – о новом законопроекте

Директор Департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля Беларуси Александр Максименко прокомментировал законопроект «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», на днях принятый Палатой представителей Национального собрания в двух чтениях.
Как отметил директор ДФМ КГК, техника отмывания денег и финансирования терроризма трансформируется, порождая новые криминальные схемы. Значит и методы борьбы должны совершенствоваться и превентивно адаптироваться, чтобы противостоять новым угрозам.
Руководитель финансовой разведки напомнил, что в Беларуси с 2000 года существует национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Она включает правоохранительные и иные государственные органы, банковскую сферу и другие организации, осуществляющие финансовые операции (почта, лизинговые, страховые и риэлтерские компании, нотариальные и адвокатские конторы, агентства по госрегистрации имущества и др.). Ключевым звеном национальной системы является Департамент финансового мониторинга (ДФМ) КГК. Он обеспечивает сбор и оценку информации о финансовых операциях юридических и физических лиц с целью выявления операций, которые могут быть связаны с получением и легализацией преступных доходов. При выявлении таких операций информация и материалы о них направляются в органы уголовного преследования.
По утверждению директора ДФМ КГК, все элементы национальной системы противодействия легализации преступных доходов работают сообща - от выявления подозрительной финансовой операции до привлечения виновных к ответственности. Например, в 2013 году с использованием информации ДФМ выявлено 420 преступлений, наложено административных штрафов и доначислено к уплате налогов на Br302 млрд, взыскано в бюджет Br122 млрд. За январь-апрель 2014 года на основе данных ДФМ выявлено 133 преступления, наложено штрафов и доначислено налогов на Br152 млрд., уже поступило в бюджет более Br60 млрд.
В декабре 2008 года национальная система подверглась оценке на предмет соответствия международным стандартам, установленным авторитетной межправительственной организацией – ФАТФ. Тогда эксперты высоко оценили уровень выполнения Беларусью стандартов, однако высказали замечания и рекомендовали устранить некоторые недостатки. Ликвидация недочетов и стала главной целью разработки нового законопроекта. Кроме того, он служит задачам совершенствования работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с учетом правоприменительной практики в этой сфере.
«Проект закона пакетным принципом изменяет базовый закон о предотвращении легализации преступных доходов и финансирования терроризма, вносит необходимые изменения в уголовное и административное законодательство, а также в закон о борьбе с терроризмом», - отметил А.Максименко. Так, в новой редакции базового закона появилось такое направление, как противодействие финансированию распространения оружия массового поражения. Это новшество обусловлено требованием международных стандартов о применении целевых финансовых санкций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.
Расширен перечень мер по противодействию легализации преступных доходов. К ним дополнительно отнесено приостановление таможенными органами перемещения наличных денег и денежных инструментов через границу в соответствии с требованиями законодательства Таможенного союза.
Для банков вводятся специальные полномочия, которые будут способствовать минимизации риска их вовлечения в процесс легализации преступных доходов. Например, если в благонадежности клиента банк усомнится, он сможет разорвать договор обслуживания или отказать клиенту в проведении финансовой операции.
Проектом закона вносятся многоплановые изменения, в частности, в Административный и Административно-процессуальный кодексы. Расширяется сфера применения статьи, устанавливающей ответственность за невыполнение требований законодательства в сфере предотвращения легализации преступных доходов. Александр Максименко акцентировал внимание на том, что «сегодня правом применения этой ответственности обладают лишь Национальный банк и Комитет госконтроля. Иные государственные органы (Минфин, Минюст, Минсвязи, МНС, Минторг, Госкомимущество) также должны обладать достаточными полномочиями для надзора и обеспечения выполнения подконтрольными им организациями требований законодательства».
А.Максименко убежден, что новый закон позволит не только привести правовую систему Беларуси в соответствие с требованиями международных стандартов, но и поможет дальнейшему повышению эффективности работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов по обеспечению экономической безопасности государства, предупреждению и пресечению правонарушений.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2020 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»