Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Какие меры ответственности повлечет принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями?

19.09.2018
Статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определено, что бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета. В свою очередь, расходным обязательством в соответствии с бюджетным законодательством является обусловленная договором обязанность получателя бюджетных средств, действующего от имени Республики Беларусь или административно-территориальной единицы, по предоставлению резиденту (нерезиденту) Республики Беларусь средств из соответствующего бюджета. 

Согласно подпункту 2.7 пункта 2 статьи 82 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств обязаны принимать денежные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года. 

Частью 1 пункта 2 статьи 121 Бюджетного кодекса определено, что обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, не являются бюджетными обязательствами. Расходы местных бюджетов на покрытие таких обязательств не осуществляются. 

Пунктом 2 статьи 103 Бюджетного кодекса установлено, что получатели бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями, а также принимают бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных бюджетными сметами. 

К примеру, Комитетом госконтроля Могилевской области в ходе проверки государственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства выявлен факт принятия обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями. 

Предприятие заключило со своими четырьмя дочерними организациями (подрядчиками) 5 договоров на выполнение в 2016 году работ по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, оплачиваемых за счет средств городского бюджета. При этом стоимость работ в них была определена выше выделенных из бюджета в 2016 году ассигнований, а в договорах с подрядчиками был определен лишь один источник финансирования выполненных работ – средства городского бюджета. 

Выполненные подрядчиками работы по содержанию и ремонту объектов благоустройства были приняты предприятием согласно актам. Мотивированные отказы в принятии актов выполненных работ из-за недостатка бюджетных ассигнований предприятием подрядчикам не направлялись, акты им не возвращались. 

Таким образом, в нарушение требований подпункта 2.7 пункта 2 статьи 82, пункта 2 статьи 103 Бюджетного кодекса предприятием допущено принятие денежных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования – в договорах с подрядчиками установлена стоимость работ, подлежащих выполнению и финансированию в 2016 году из городского бюджета по бюджетной смете, в размере, превышающим годовые плановые ассигнования. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Бюджетного кодекса принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств, приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. 

Согласно пункту 2 статьи 138 Бюджетного кодекса, использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты такого использования по дату возмещения (взыскания). 

В соответствии с частью 2 статьи 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях использование с нарушением законодательства юридическим лицом средств бюджета влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) – до ста процентов указанных средств. 

Вместе с тем, действующее бюджетное законодательство допускает возможность финансирования обязательств сверх годовых бюджетных ассигнований при наличии иных источников их финансирования (например, собственных средств предприятия и др.) без применения мер принуждения, установленных статьей 138 Бюджетного кодекса, и мер административной ответственности, установленных частью 2 статьи 11.16 КоАП. 

Иные источники финансирования таких обязательств должны быть указаны в договоре (дополнительном соглашении к договору) наряду со средствами бюджета.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.