Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Цель финансовой милиции – декриминализация бизнеса, средство – профилактика

14.09.2016
Цель финансовой милиции – декриминализация бизнеса, средство – профилактика
 Сегодня контролирующие органы все чаще ориентируют свою деятельность, в т.ч. и в сфере налогообложения, на профилактику. Она направлена не на фиксирование правонарушения, а на его предотвращение. Такой подход предусмотрен Указом Главы государства от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов».

Данным указом закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами хозяйствования операций с «неблагонадежными» структурами по письменным сообщениям органов финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси. Следует отметить, что нормы Указа № 14 широко применяется финансовой милицией.

Как сообщил Александр Черезов, заместитель начальника Управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску, только в июле-августе т.г. управлением направлено более 150 сообщений. Получившие их субъекты предпринимательской деятельности добровольно подали уточненные расчеты в налоговые органы и сами уплатили в бюджет более 213 тыс. деноминированных рублей.

Стоит добавить, что по фактам взаимодействия с сомнительными партнерами уже попали в поле зрения столичной финансовой милиции около 700 субъектов хозяйствования. В настоящее время готовятся соответствующие документы в адрес их должностных лиц.

Вместе с тем субъекты хозяйствования, добровольно подавшие уточненные декларации и уплатившие налоговые платежи, освобождаются от административной ответственности. Это позволяет предприятию «сэкономить» на штрафе, а он составляет до 20 процентов от суммы налогов, подлежащей уплате. Соответствующие изменения уже внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Необходимо учитывать и то, что в случае игнорирования информации, направленной финансовой милицией, контролирующие органы вправе назначить и провести проверку финансово-хозяйственной деятельности таких субъектов хозяйствования с последующим привлечением их к административной ответственности.

Нелишне напомнить, что положительный имидж субъекта хозяйствования и его деловая репутация (которые, помимо прочего, зависят и от частоты привлечения к административной ответственности) напрямую влияют на формирование контролирующими органами координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, поскольку эти планы базируются на анализе факторов риска.

Как показывает практика, уже с момента внедрения данного механизма добросовестные налогоплательщики с пониманием относятся к информации о неблагонадежности их партнеров: самостоятельно вносят корректировки в бухгалтерский учет и уплачивают пересчитанные налоги.

Инициатором и разработчиком Указа № 14 выступил Комитет госконтроля Беларуси, который изучил опыт Италии, Сингапура, Великобритании, ЮАР, США, Казахстана, России и других стран при подготовке проекта указа. Проект был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Анализируя практику применения Указа № 14, можно делать вывод о том, что внедряемый данным актом механизм самостоятельного исчисления и уплаты налогов по сделкам с «неблагонадежными» контрагентами позволяет серьезно декриминализировать бизнес, а также уменьшить количество плановых и внеплановых проверок.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.