Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитет госконтроля Витебской области выявил причины плохого финансово-экономического положения Оршанского стройтреста № 18

22.12.2018
Комитет госконтроля Витебской области выявил причины плохого финансово-экономического положения Оршанского стройтреста № 18
Комитетом государственного контроля Витебской области во исполнение поручения Президента Республики Беларусь дана оценка мер, принимаемых руководителем ОАО «Оршанский строительный трест № 18» по улучшению финансового состояния предприятия.

Установлено, что плохое финансово-экономическое положение треста в значительное мере связано с непринятием его руководством своевременных и действенных мер по загрузке производственных мощностей; надлежащей организации строительного процесса; снижению себестоимости и иных затрат; соблюдению производственной, исполнительской и трудовой дисциплины.

К примеру, за последние 2 года трест принял участие более чем в 100 подрядных торгах (конкурсах, переговорах), из которых победил только в каждом втором (в 55) с общим объемом подрядных работ на сумму 17,3 млн. рублей. Остальные торги были проиграны, в первую очередь, по причине неспособности конкурировать с другими строительными организациями из-за высокой стоимости выполняемых работ. В итоге трест упустил возможность заработать 30,6 млн. рублей.

Строительство большинства объектов по результатам выигранных торгов убыточно, так как победа в них получена за счет искусственного снижения затрат для контрактной цены, а не фактического. Так, стремясь выиграть в торгах любой ценой трест в своих конкурсных предложениях занижал до 4 раз размер накладных расходов, более чем в 6 раз – затраты по транспортировке работников к месту работы.

Дополнительные расходы на строительство объектов влекло неэффективное использование техники. Например, для подъема материалов на кровлю Оршанского инструментального завода и снятие с нее строительного мусора использовались автокраны неоправданно высокой грузоподъемностью (12 и 25 т), тогда как по проекту достаточно было применить один автокран грузоподъемностью 10 т, 2 строительных подъемника и 1 автогидроподъемник. В результате дополнительные расходы треста составили порядка 20 тыс. рублей.

Структура треста громоздкая: состоит из 3 строительных управлений и управления механизации, специализирующегося на электромонтажных и санитарно-технических работах, осуществлении грузовых и пассажирских перевозок.

Численность работников аппарата управления треста на протяжении последних лет определена в максимально допустимом размере: 15% от общей среднесписочной численности работников. В результате 122 работника аппарата организуют труд 525 рабочих при наличии 30 прорабов, мастеров: один управленец приходится на 3,5 рабочего.

Предварительные подсчеты показали, что реорганизация трех строительных управлений в одно подразделение позволит сэкономить порядка 130 тыс. рублей в год, что составляет 7% от общей суммы управленческих расходов в целом по тресту. Замена пассажирских автобусов, выработавших нормативный срок, позволит получить годовой экономический эффект на транспортировке работников порядка 27 тыс. рублей в год. Срок окупаемости автобусов составит 5 лет.

Неэффективная организационная структура треста, предоставляющая возможность руководителям строительных управлений самостоятельно нанимать работников, а также отсутствие должного контроля со стороны генерального директора привели к тому, что заместителем главного инженера – начальником одного из строительных управлений тресту был причинен ущерб в сумме более 11 тыс. рублей (в результате злоупотребления служебным положением им присвоена в 2016-2017 годах зарплата и командировочные расходы, начисленные по его указанию фиктивно трудоустроенным лицам). Экс-руководитель 17 декабря 2018 года приговорен судом к лишению свободы сроком на 2,5 года, лишен права занимать соответствующие должности сроком на 3 года.

Руководством треста при приобретении товарно-материальных ценностей для строительства объектов не принимались должные меры по эффективному и рациональному использованию денежных средств. В том числе допущена закупка строительных материалы отечественного производства не у их производителей, а у посредников, наценка которых достигала 28%.

 Работники треста некачественно выполняли работы, что приводило к излишнему расходованию ресурсов на устранение недостатков. Органами Госстройнадзора в 2015-2018 годах на возводимых трестом объектах выявлено более 1000 дефектов и нарушений, из которых 800 – значительных. При этом в нарушение требований трудового законодательства не принимались меры по взысканию с виновных лиц размера затрат на переделку дефектов. Соответствующие меры реагирования приняты только после вмешательства госконтролеров.

Результаты контрольных мероприятий рассмотрены на заседании коллегии Комитета государственного контроля Витебской области с участием заместителя председателя Витебского облисполкома, курирующего строительную отрасль, председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома, заместителя председателя Оршанского райисполкома. Витебскому облисполкому предложено принять меры по обеспечению выработки конкретных мероприятий по снижению затрат стройтреста, выходу его на прибыльную работу, а также рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности руководителя ОАО «Оршанский строительный трест № 18». Кроме того, облисполкому предписано обеспечить проведение анализа сложившейся в организациях области практики взыскания с виновных лиц затрат, понесенных из-за переделки допущенных ими дефектов при выполнении строительных работ.

Ход устранения выявленных нарушений и недостатков, а также реализации внесенных предложений взяты на жесткий контроль. 
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.