Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Коллегия Комитета госконтроля проанализировала системные проблемы в ЖКХ Минска и предложила меры по повышению эффективности

19.02.2020
Коллегия Комитета госконтроля проанализировала системные проблемы в ЖКХ Минска и предложила меры по повышению эффективности
Коллегия Комитета государственного контроля 19 февраля 2020 года рассмотрела вопросы эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства г. Минска. Заседание прошло под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова. В работе коллегии приняли участие заместитель Премьер-министра Владимир Кухарев, руководители министерств жилищно-коммунального хозяйства и финансов, Мингорисполкома.

Реорганизация структуры столичного ЖКХ ведется с 2015 года. За это время произошел ряд положительных преобразований: снижены затраты по обслуживанию 1 кв.м жилищного фонда; оптимизирована структура и созданы условия для конкурентной среды в этой сфере (разделены функции заказчиков и подрядчиков); созданы Единый расчетно-справочный центр, Единый контакт-центр ЖКХ г. Минска и портал «Мой горад» 115.бел.

"Однако принимаемые меры нельзя признать достаточными. Отмечается нарастание негативных тенденций и системных проблем в деятельности организаций ЖКХ, выявляются нарушения законодательства и факты бесхозяйственности, ненадлежащее выполнение мероприятий госпрограммы "Комфортное жилье и благоприятная среда", – отметил Леонид Анфимов.

Особое беспокойство вызывает ситуация в сфере капитального ремонта жилищного фонда.

За 2019 год ни один из 189 домов, о которых Мингорисполком отчитался как о завершенных капремонтом, не введен в эксплуатацию в полном объеме. Порочная практика представления городскими властями искаженной отчетности о вводе жилья, якобы завершенного капитальным ремонтом, продолжается не первый год.

Как показали проверки, в Минске полноценный ввод в эксплуатацию объектов капитального ремонта жилья подменяется приемкой лишь первых пусковых комплексов.

Так, в 2019 году отчеты о вводе полной площади якобы завершенных капремонтом 120 домов (65%) основаны на приемке в эксплуатацию только системы газоснабжения (составляет около 4% от сметной стоимости ремонта дома), еще 55 домов (30%) введены по итогам замены систем водоснабжения и канализации (около 10% от сметной стоимости ремонта дома).

Например, ЖКХ Центрального района все 15 домов приняты в эксплуатацию в составе первого пускового комплекса (заменена внутридомовая системы газоснабжения и прочищены вентканалы). А ЖКХ № 2 Фрунзенского района отчиталось о вводе всей площади дома № 38 по ул. Притыцкого, заменив лишь оконные блоки на лестничных клетках (менее 2% сметной стоимости).

Показателен пример капитального ремонта домов №№20 и 22 по ул. Калинина. ЖКХ Первомайского района отчиталось о вводе в эксплуатацию всей площади этих домов еще в 2016 году (пусковыми комплексами). Последующие работы велись в вялотекущем режиме, в полном объеме они так и не завершены (не заменена система отопления).

Есть вопросы и к качеству ремонта. В августе 2019 года в Комитет госконтроля обратились жильцы 5-этажного панельного дома по ул. Брикета (в квартирах низкая температура, растет плесень). Выезд на место подтвердил обоснованность претензий жильцов: коммунальные службы проявили безответственность к качеству работ. Из-за низкого качества строительных работ вынесено 4 предписания Госстройнадзора об устранении нарушений, привлечены к административной ответственности 9 должностных лиц подрядчика. Парадокс в том, что дом отнесен к числу введенных в эксплуатацию в 2019 году.

Не приняты меры по упорядочению деятельности ЖКХ г. Минска, в том числе не ликвидировано такое лишнее звено, как ЖРЭО со штатом 832 единицы. Из прежних функций в ЖРЭО осталась лишь сдача в аренду нежилых помещений, приносящая до 98% дохода, а также управление государственным жилищным фондом. При этом штат ЖРЭО на 20% больше штата заказчиков, контролирующих качество и объемы оказываемых ЖКУ.

В ходе проверки установлено неэффективное и с нарушением законодательства расходование свыше 1 млн. рублей средств бюджета, выделенных на содержание и ремонт жилья, придомовых территорий.

К примеру, на устройство лестницы с пандусами, проложенной от детской площадки к фасаду жилого дома по ул. П.Глебки, использовано 41 тыс. рублей, однако лестница проложена не к подъезду, а ко входу в электрощитовую.

В целом на текущий ремонт 22 лестниц во Фрунзенском районе г. Минска затрачено почти 400 тыс. рублей. При этом все они выполнены с нарушением строительных норм: перед лестничными маршами отсутствуют тактильные полосы, пандусы не имеют поручней с обеих сторон, не соблюдены нормативы по ширине пандусов и размерам ступеней.

Немало вопросов вызывает расходование средств по созданию контейнерных площадок для раздельного сбора отходов. В 2018 году Мингорисполком выделил 1,7 млн. рублей на устройство 131 контейнерной площадки, из которых возведена лишь 31 (24%). Затраченные на проектирование 59 площадок средства остались замороженными. В декабре 2019 года из выделенных на эти цели 2,1 млн. рублей освоено лишь 0,4 млн. (19%).

Еще один проблемный вопрос – организации ЖКХ не ставят на бухгалтерский учет закупленные за бюджетные средства материальные ценности.

Так, в Минске заменено 3642 лифта, отработавших нормативные сроки эксплуатации, на что израсходовано 187 млн. рублей бюджетных средств. Однако большинство заказчиков (районные ЖКХ) новые лифты не поставили на учет, не числятся на учете и объекты внешнего благоустройства (малые архитектурные формы, детское игровое и спортивное оборудование). Как следствие, не обеспечивается сохранность такого бесхозного имущества, затруднены планирование и учет расходов средств на его текущее содержание и ремонт.

Еще одна значимая проблема, игнорирование которой может негативно отразиться на качестве обслуживания жилфонда, связана с заработной платой производственных рабочих (хаусмастеров), поскольку она ниже размеров, заложенных в планово-расчетной цене (ПРЦ) на эти услуги. В 2019 году средняя зарплата хаусмастеров не превышала 880 рублей в месяц, а в расчетах ПРЦ она была принята в размере не менее 1000 рублей.

При этом сокращение штатов в сфере ЖКХ в большей степени затронуло не административный состав, а рабочих ЖЭУ (подрядчики ЖКУ). Как результат, высокая текучесть кадров в ЖЭУ: в среднем за 2018 год – 42%, за 2019 год – 36%.

Комитетом госконтроля по итогам проверки выработан ряд предложений, основанных в том числе на изучении опыта сопредельных государств.

По мнению КГК, необходимо создание единого информационно-аналитического программного продукта, где бы учитывалась информация о штатной численности, показателях финансово-хозяйственной деятельности, характеристиках жилфонда, плате за жилищно-коммунальные услуги, графиках капремонта жилья и их выполнения, а также освоения выделенных на эти цели средств.

Целесообразно определить в сфере столичного ЖКХ единую структуру, которая бы обеспечивала не только учет, расчет, начисление платы за ЖКУ, но и ее аккумулирование, проведение расчетов с заказчиками (районными ЖКХ), подрядчиками за оказанные ЖКУ.

Нуждается в совершенствовании система внешнего контроля в сфере ЖКХ. Одним из вариантов решения этой проблемы могло бы стать создание независимой Жилищной инспекции.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.